Раздел
III.
Расчет и построения диаграмм статической и динамической остойчивости.
Задание:
· Пользуясь
судовой технической документацией, рассчитать и построить диаграмму статической
остойчивости для заданного варианта его загрузки.
· По известной
диаграмме статической остойчивости рассчитать и построить диаграмму динамической
остойчивости.
· Найти по
диаграмме статической остойчивости на соответствие нормам остойчивости Регистра.
· Пользуясь
результатами систематических испытаний, рассчитать и построить диаграмму
статической остойчивости на вершине и подошве волны для паспортной скорости
судна, а также найти по полученным диаграммам поперечную метацентрическую
высоту соответственно на вершине и подошве попутной волны
3.1 Рассчитаем и построим диаграмму статической остойчивости. Диаграмму
статической остойчивости БАТМ «Пулковский меридиан» строят с помощью
пантокарен, приведенных в Приложении 2.6. Пантокарены позволяют по объемному
водоизмещению судна V найти плечи остойчивости формы lф для углов крена q = 10°
,20°.... Подсчитав для этих же углов крена плечи статической остойчивости веса lв
= ( Zg – Zc )sin0, находят плечи статической остойчивости lq = lф- lв
Значение плеч ДСО заносим в таблицу
Исправим найденные плечи статической остойчивости, введя поправку на влияние
свободных поверхностей жидких грузов в цистернах. Для этого с графика «Кривые
поправок DMq к диаграмме статической остойчивости»
(Приложение 2.8.) снимем значения DMq при соответствующих углах крена
Поправки к плечам определяются по формуле:dlq = DMq /M
Исправленные плечи статической остойчивости находятся по формуле:lqi = lq - dl
3.2. Так как диаграмма статической остойчивости является интегральной кривой по
отношению к диаграмме динамической остойчивости, плечи диаграммы динамической
остойчивости при углах крена q = 10° ,20°.... находят интегрированием по
правилу трапеции диаграммы статической остойчивости от 0° до соответствующего
угла крена.
Для определения метацентрической высоты на диаграмме статической
остойчивости производим следующие построения: проводим касательную к диаграмме
статической остойчивости в начале координат, откладываем по оси абсцисс один
радиан и через полученную точку проводим вертикаль до пересечения с
касательной. Отрезок вертикали между касательной и осью абсцисс и даёт в масштабе
метацентрическую высоту судна
3.4 По ДСО определяем максимальное плечо статической остойчивости lmax,
соответствующий ему угол крена qмах и угол заката диаграммы и
угол заката диаграммы qзак.
3.5 Оценим ДСО на попутном волнении.
Изменение диаграммы остойчивости на попутном волнении может быть приближенно
оценен по результатам систематических испытаний Ю. И. Нечаева. За расчетную
принимается такая волна, длина которой l равна длине судна L, а крутизна
(отношение высоты к ее длине) hw / l принимается 0,077.Плечи статической
остойчивости судна при положении на вершине и подошве расчетной волны lwопределяется
опытным путем исправления на влияние попутного волнения плеч статической
остойчивости на тихой воде: lw = l + dl
По данным Таблицы 3.1 , Таблицы 3.7 и Таблицы 3.8 строим диаграммы статической
остойчивости на вершине волны, на подошве волны и на тихой воде (Рисунок 3.3).
Таким образом, диаграммы статической и динамической остойчивости на подошве
волны соответствуют требованиям IMO и нормам остойчивости Регистра.