Содержание
Введение 3
Перечень обозначений 4
1. Назначение, принцип действия и сферы использования АИС 5 1.1. Назначение и основные функции 5 1.2. Принцип действия 6 1.3. Сферы и направления использования 9
2. Международная стандартизация АИС 11 2.1. Появление и международное признание АИС 11 2.2. Требования, стандарты и рекомендации 13 2.3. АИС и Глава 5 Конвенции SOLAS 15
3. Информационно - технические особенности АИС 20 3.1. Основные компоненты, виды информации и режимы работы 20 3.2. Канал связи АИС 25 3.3. Судовая аппаратура 30 3.4. Береговой сегмент 35
4. Основы использования АИС 40 4.1. Отображение информации АИС 40 4.2. Использование АИС на судах 44 4.3. Использование АИС в береговых службах 49
Приложение. Информационные сообщения АИС 53
Приложение. Информационные сообщения АИС
Введение Несколько лет назад, в середине 90-х годов, термин Автоматическая Идентифика-ционная Система (АИС) был известен только узкому кругу специалистов в сфере безопас-ности мореплавания и навигационной техники. За короткий срок АИС прошла путь от технического предложения до обязательного, согласно Конвенции SOLAS, вида навига-ционного оборудования, подлежащего установке на большинстве типов судов с 1 июля 2002 г. Относительно несложная с технической точки зрения, небольшая по габаритам и недорогая в производстве судовая аппаратура АИС, по оценке специалистов, может вне-сти существенный вклад в безопасность мореплавания, сравнимый с появлением на мор-ском флоте радиолокационных станций (РЛС) или спутниковой навигации. Несмотря на внешнюю простоту эксплуатации и автоматический режим работы, эффективное и безопасное использование АИС на судах и на берегу невозможно без базо-вых знаний и определенной подготовленности вовлеченного персонала. Отсюда вытекает необходимость ознакомления судоводителей, радиоспециалистов, лоцманов, операторов СУДС, а также работников других береговых служб с принципами устройства и работы, нормативными требованиями, техническими особенностями и основами применения АИС. Настоящее Руководство разработано ЗАО «Норфес» с участием ФГУП «Мор-связьспутник» и ЗАО «ЦНИИМФ» и утверждено Руководителем Департамента безо-пасности мореплавания Государственной службы морского флота Минтранса Рос-сии 20 января 2003 г. Руководство разработано с учетом «Руководства по эксплуатации АИС на судах», одобренного ИМО 29 ноября 2001 г. (Резолюция А.917(22)), и обобщает рекомендации по применению АИС и требования к ним, изложенные в других международных и нацио-нальных нормативных документов. Руководство предназначено для судоводительского состава и специалистов мор-ского флота, деятельность которых связана с обеспечением безопасности мореплавания, внедрением и эксплуатацией АИС на судах и в береговых службах. В главе 1 дается краткая характеристика АИС, принципов работы и областей при-менения. В главе 2 дан краткий очерк развития современных АИС, рассмотрены между-народные нормативные документы и рекомендации, требования к оснащению морских судов оборудованием АИС. В главе 3 изложены особенности построения АИС как много-функциональной информационно-технической системы. В главе 4 рассмотрены основы использования АИС на судах и в береговых службах. Перечень обозначений
АИС/ AIS Автоматическая идентификационная система ГНСС/ GNSS Глобальная навигационная спутниковая система ДГНСС/ DGNSS Дифференциальная подсистема ГНСС МСКЦ/ MRCC Морской спасательно-координационный центр МСЭ/ ITU Международный Союз Электросвязи МЭК/ IEC Международная Электротехническая Комиссия ОВЧ (УКВ)/ VHF Диапазон очень высоких частот (ультракоротких волн) РЛС/RADAR Радиолокационная станция САРП/ARPA Средство автоматической радиолокационной прокладки СНО/AToN Средства навигационного оборудования ССС/ SRS Системы судовых сообщений СУДС/ VTS Системы (службы) управления движением судов ЦИВ/ DSC Цифровой избирательный вызов ЭКС/ECS Электронная картографическая система ЭКНИС/ECDIS Электронная картографическая навигационно-информационная система ПУ/COG Направление движения судна (путевой угол) ETA Ожидаемое (расчетное) время прибытия МАМС/IALA Международная ассоциация маячных служб и навигацион-ных средств ИМО/IMO Международная морская организация MMSI Идентификатор морской подвижной радиослужбы КБМ/MSC Комитет по безопасности на море IMO ПКБМ/NAV Подкомитет по безопасности мореплавания IMO SOG Скорость судна относительно грунта (путевая скорость) СОЛАС/SOLAS Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (с поправками) Ткр/TCPA Время до точки кратчайшего сближения Дкр/CPA Дистанция до точки кратчайшего сближения МДВР/TDMA Множественный доступ с временным разделением
1. Назначение, принцип действия и сферы использования АИС
1.1. Назначение и основные функции Назначение и основные функции Автоматической идентификационной системы (АИС) официально определены в Резолюции IMO MSC.74(69) от 12 мая 1998 г.: АИС должна улучшить безопасность судовождения, защиту окружающей сре-ды и эффективность использования VTS посредством выполнения следующих функ-ций: • предупреждение столкновений в режиме работы «судно – судно»; • получение прибрежными государствами информации о судне и грузе, а также использование в качестве технического средства VTS в режиме работы «судно - берег». В определении применен термин VTS (Vessel Traffic Services), практически анало-гичный русскоязычному термину СУДС (Системы управления движением судов). Однако в данном контексте VTS следует понимать в более широком смысле как береговые служ-бы, учрежденные государственными органами в целях мониторинга, организации и регу-лирования судоходства. К таким службам, кроме СУДС, относятся системы судовых со-общений и другие системы контроля судоходства в прибрежных водах. Назначение, цели и основные функции АИС приведены также, с некоторыми ва-риациями, в Правиле 19 Главы 5 Конвенции SOLAS и в Резолюции IMO А.917(22) «Руко-водство по использованию АИС на судах». На основании трех
.....................(скачивайте полую версию)
|