1Все лица, назначенные выполнять обязанности
вахтенного помощника капитана или лица рядового состава, несущего ходовую
навигационную вахту, должны иметь как минимум 10 часов отдыха в течение
24-часового периода.
2Часы отдыха могут быть разделеныне более чем на два периода, один из которых
должен иметь продолжительность по крайней мере 6 часов.
3Требования по периодам отдыха, изложенные в
пунктах 1 и 2, не обязательно должны соблюдаться в случае аварии или учения,
или в других чрезвычайных условиях эксплуатации.
4Несмотря на положения пунктов 1 и 2, минимальный
период в 10 часов может быть сокращен до 6 часов, при условии что любое такое
сокращение не должно приниматься в течение более двух дней, и не менее чем 70
часов отдыха должно быть предоставлены в течение каждых семи дней.
5Администрации должны требовать, чтобы расписание
несения вахты вывешивалось в легкодоступном месте.
РазделА-VIII/2
Организация и принципы несения вахты
Часть 1 – Дипломирование
1Вахтенный помощник капитана должен иметь
необходимую квалификацию в соответствии с положениями главы II или главы VII,
относящимися к обязанностям, связанным с несением ходовой или стояночной вахты.
2Вахтенный механик должен иметь необходимую
квалификацию в соответствии с положениями главы III или главы VII, относящимися
к обязанностям, связанным с несением вахты в машинном отделении.
Часть 2 – Планирование рейса
Общие
требования
3Предстоящий рейс должен планироваться заранее,
принимая во внимание всю имеющую к этому отношение информацию, а любой
проложенный курс должен быть проверен до начала рейса.
4Старший механик должен, проконсультировавшись
с капитаном, определить заранее потребности предстоящего рейса, принимая во
внимание потребности в топливе, воде, смазочных материалах, химикатах, расходных
и прочих запасных частях, инструментах, запасах и прочие требования.
Планирование
до начала каждого рейса
5До начала каждого рейса капитан каждого судна
должен обеспечить, чтобы предполагаемый путь из порта отхода до первого порта
захода планировался, используя соответствующие карты и другие навигационные
пособия, необходимы для предстоящего рейса, содержащие точную, полную и
откорректированную информацию в отношении тех навигационных ограничений и
опасностей, которые имеют постоянный или предсказуемый характер, и которые
имеют отношение к безопасности плавания судна.
Проверка
и прокладка запланируемого пути
6По завершении проверки запланированного пути,
принимая во внимание всю относящуюся к нему информацию, запланированный путь
должен быть проложен на соответствующих картах и быть постоянно доступным для
вахтенного помощника капитана, который, до того как лечь на соответствующий
курс, обязан проверить его.
Отклонение
от запланированного пути
7Если в ходе рейса принято решение об
изменении следующего порта захода или если необходимо отклониться существенно
от запланированного пути по другим причинам, измененный путь должен
прорабатываться заранее, до того как он будет существенно изменен.
Часть 3 –Несение вахты в море
Принципы,
относящиеся к несению вахты в целом
8Стороны должны обращать внимание компаний,
капитанов, старших механиков и вахтенного персонала к следующим принципам,
которые должны соблюдаться для обеспечения того, чтобы безопасная вахта неслась
постоянно.
9Капитан каждого судна обязан обеспечивать надлежащую
организацию несения безопасной ходовой навигационной вахты. Под общим
руководством капитана вахтенные помощники отвечают за безопасное судовождение
во время своей вахты, когда они ответственны особенно за предотвращение
столкновения и посадки на мель.
10Старший механик каждого судна обязан,
проконсультировавшись с капитаном, обеспечивать надлежащую организацию несения
безопасной вахты в машинном отделении.
Защита
морской окружающей среды
11Капитан, лица командного и рядового состава
должны представлять себе серьезные последствия эксплуатационного или аварийного
загрязнения морской окружающей среды и обязаны предпринимать все возможные меры
предосторожности для предотвращения такого загрязнения, особенно в рамках
соответствующих международных и портовых правил.
Часть 3-1 – Принципы несения ходовой навигационнойвахты
12Вахтенный помощник капитана является
представителем капитана и постоянно несет главную ответственность за безопасное
плавание судна и соблюдение Международных правил предупреждения столкновений
судов в море 1972 года.
Наблюдение
13Надлежащее наблюдение должно постоянно
вестись в соответствии с правилом 5 Международных правил предупреждения
столкновений судов в море 1972 года с целью:
.1поддержания постоянного состояния готовности путем визуального и
слухового наблюдения,а также всеми
другими имеющимися средствами в отношении любого значительного изменения в
оперативной обстановке;
.2всесторонней полной оценки обстановки и риска
столкновения, посадки на мель и других навигационных опасностей; и
.3обнаружения морских или воздушных судов,
терпящих бедствие, лиц, потерпевших кораблекрушение, затонувших судов, обломков
и прочих опасностей для судоходства.
14Наблюдатель должен иметь возможность
полностью уделять свое внимание надлежащему наблюдению, ему нельзя поручать
никаких обязанностей, которые могут помешать ему выполнять эту задачу.
15Обязанности наблюдателя и рулевого различны;
рулевой, стоящий на руле, не должен считаться наблюдателем; это положение не
распространяется на малые суда, при условии беспрепятственного кругового обзора
с места рулевого, отсутствия ухудшения видимости в ночное время или каких-либо
иных помех ведению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный помощник
капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии что в каждом
таком случае:
.1обстановка тщательно оценена, и установлено без сомнения, что это
безопасно;
.2полностью учтены все соответствующие факторы, включая, но не
ограничиваясь ими:
-состояние погоды;
-видимость;
-интенсивность судоходства;
-близость навигационных опасностей; и
-необходимость повышенного внимания,
необходимого при плавании в районах систем разделения движения, или вблизи них;
и
.3имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда
этого
потребуетизменившаяся обстановка.
16.При определении того,
достаточен ли состав ходовой навигационной вахты для обеспечения постоянного
надлежащего наблюдения, капитан должен принимать во внимание все
соответствующие факторы, включая указанные в данном разделе Кодекса, а также
следующие факторы:
.1видимость, состояние погоды и моря;
.2интенсивность судоходства и другие виды
деятельности, происходящие в районе плавания
судна;
.3необходимость повышенного внимания при
плавании в, или вблизи систем разделениядвижения или других мер по установлению путей движения судов;
.4дополнительную нагрузку, вызываемую
характером функций судна, немедленнымиэксплуатационными
требованиями и предполагаемыми маневрами;
.5 годность к выполнению обязанностей любого члена
экипажа, назначенного в составнавигационной вахты;
.6знание и
уверенность в профессиональной компетентности лиц командного состава и экипажа
судна;
.7опыт
каждого вахтенного помощника и его знание оборудования судна, процедур и
маневренных характеристик судна;
.8работы,
совершаемые на судне в любое конкретное время, включая радиосвязь и возможность
немедленного усиления вахты на мостике в случае необходимости;
.9рабочее
состояние приборов и органов управления на мостике, включая системы
аварийно-предупредительной сигнализации;
.10управление рулем и гребным винтом и маневренные характеристики судна;
.11размеры
судна и обзор с места, с которого обычно управляется судно;
.12конфигурация мостика в той мере, в которой такая конфигурация может
препятствовать вахтенному обнаруживать зрительно или на слух любое изменение в
окружающей обстановке; и
.13любое
другое соответствующее требование, процедуру или руководство, относящееся к
организации вахты и годности к выполнению обязанностей, принятые Организацией.
Организация
вахты
17.При определении состава
вахты на ходовом мостике, который может включать соответствующих лиц рядового
состава, должны, среди прочего, учитывать следующие факторы:
.1непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;
.2состояние
погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;
.3близость
навигационных опасностей, которые могут потребовать от вахтенного помощника
выполнения дополнительных штурманских обязанностей;
.4использование
и техническое состояние навигационных средств, таких как радиолокатор или
электрорадионавигационные средства, а также любого иного оборудования,
влияющего на безопасность плавания;
.5наличие
на судне авторулевого;
.6несение
на судне радиовахты;
.7органы
управления машинным отделением с периодически безвахтенным обслуживанием,
сигнализация и индикаторы, предусмотренные на мостике, процедуры их
использования и ограничения; и
.8любые
необычные требования во время несения ходовой навигационной вахты, которые
могут быть вызваны особыми обстоятельствами эксплуатации.
Принятие
вахты
18.Вахтенный помощник капитана
не должен передавать вахту заступающему на вахту помощнику, если имеется
основание полагать, что последний не в состоянии должным образом выполнять
обязанности по несению вахты, и в этом случае он должен уведомить об этом
капитана.
19.Заступающий на вахту
помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты способен выполнять
полностью свои обязанности, в частности, полностью адаптирован к условиям
ночного наблюдения. Заступающий на вахту помощник не должен принимать вахту до
тех пор, пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.
20.До принятия вахты,
заступающие на вахту вахтенные помощники должны удостовериться в счислимом или
истинном местоположении судна и подтвердить его проложенный путь, курс и
скорость, а также положения органов управления машинных отделений с
периодически безвахтенным обслуживанием, и должны учесть любые навигационные
опасности, которые могут встретиться во время их вахты.
21.Заступающие на вахту
помощники должны лично удостовериться в отношении:
.1распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся
плавания судна;
.2местоположения судна, его курса, скорости и осадки;
.3преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и
влияния этих факторов на курс и скорость;
.4процедур
использования главных двигателей для осуществления маневра, если главные
двигатели управляются с мостика; и
.5навигационной обстановки, включая нижеследующее, но не ограничиваясь
этим:
.1рабочее состояние всего навигационного
оборудования и оборудования по безопасности, которое используется или,
возможно, будет использоваться в течение вахты;
.2поправки гиро- и магнитных компасов;
.3наличие и перемещение судов, находящихся на
виду, или судов, появления которых можно ожидать;
.4условия и опасности, которые могут
встретиться в течение вахты;
.5возможное влияние крена, дифферента,
плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас воды под килем.
22.Если во время сдачи вахты
выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой-либо опасности,
сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет полностью
закончено.
Несение
ходовой навигационной вахты
23.Вахтенный помощник капитана
должен:
.1нести
вахту на ходовом мостике;
.2не
оставлять мостик ни при каких обстоятельствах без должной замены;
.3 продолжать нести ответственность за безопасность
плавания судна, несмотря на присутствие на ходовом мостике капитана, до тех пор пока он не будет специально информирован о том,
что капитан принял на себя такую ответственность, и это будет взаимно понято; и
.4 в случае возникновения любых сомнений
относительно выбора мер обеспечения безопасности, поставить в известность
капитана.
24.Во время ходовой вахты, для
обеспечения плавания по заданному пути, вахтенный помощник должен проверять,
через достаточно часты промежутки времени, курс, местоположение, скорость
судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные средства.
25.Вахтенный помощник капитана
должен знать расположение и работу всего судового навигационного оборудования и
средств обеспечения безопасности, принимая во внимание их эксплуатационные
возможности.
26.Вахтенный помощник не должен
выполнять любые обязанности, мешающие обеспечению безопасности плавания судна.
27.Вахтенный помощник обязан
максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении
навигационное оборудование.
28.При использовании
радиолокатора, вахтенный помощник должен иметь в виду необходимость постоянного
соблюдения положений, относящихся к использованию радиолокатора, которые
содержатся в действующих Международных правилах предупреждения столкновений
судов в море 1972 года.
29.В случае необходимости,
вахтенный помощник капитана должен без колебаний использовать руль, двигатель и
звуковую сигнальную аппаратуру. Однако, о предполагаемых изменениях скорости
оборотов главного двигателя необходимо давать своевременное предупреждение,
если это возможно, или эффективно использовать органы управления дистанционного
управления двигателем, в случае периодически безвахтенно обслуживаемого
машинного отделения, в соответствии с применимыми процедурами.
30.Вахтенные помощники должны
знать характеристики управляемости их судна, включая тормозные пути, и должны
учитывать, что другие суда могут иметь отличающиеся характеристики
управляемости.
31.Все действия, предпринятые
во время вахты, имеющие отношение к плаванию судна, должны надлежащим образом
документироваться.
32.Особенно важно, чтобы в
любое время вахтенный помощник обеспечивал осуществление надлежащего
наблюдения. На судах, где штурманская рубка отделена от рулевой, вахтенный
помощник может заходить в штурманскую рубку в случае необходимости, на короткий
период для выполнения необходимых штурманских обязанностей, но перед этим ему
следует удостовериться, что это безопасно и что в период его отсутствия будет
обеспечено надлежащее наблюдение.
33.Проверка работы судового
навигационного оборудования, когда судно находится в море, должно выполняться
так часто, как это практически целесообразно и когда позволяют обстоятельства,
в частности если ожидаются опасности, которые могут повлиять на безопасность
плавания судна. Когда необходимо, следует производить соответствующие записи.
Такие проверки должны также проводиться до прибытия в порт и до отхода из
порта.
34.Вахтенный помощник должен
проводить регулярные проверки, чтобы обеспечить:
.1удержание
судна на правильном курсе лицом, стоящим на руле, или авторулевым;
.2определение поправок главного магнитного компаса не менее одного раза за
вахту и, если это возможно, после каждого значительного изменения курса; частую
сверку показаний гиро и главного магнитного компасов и согласованность
репитеров с основным компасом;
.3проверку
перехода с автоматического управления рулем на ручное, по крайней мере один раз
за вахту;
.4нормальное функционирование ходовых и сигнальных огней, также другого
навигационного оборудования;
.5нормальную работу радиооборудования, в соответствии с пунктом 86 данного
раздела; и
.6нормальную работу органов управления периодически безвахтенно
обслуживаемым машинным отделением, аварийно-предупредительной сигнализации и
индикаторов.
35.Вахтенный
помощник должен учитывать необходимость соответствия постоянно действующим
требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море
(СОЛАС) 1974 года (см. правилаV/19,
V/19-1 и V/19-2 СОЛАС или их
замены). Вахтенный
помощник должен учитывать:
.1необходимость заблаговременного вызова рулевого и перехода на ручное
управление рулем, чтобы безопасным образом выйти из любой потенциально опасной
ситуации; и
.2что при
управлении судно посредством авторулевого, чрезвычайно опасно допускать
развитие ситуации до момента, когда вахтенный помощник находится один и должен
прервать наблюдение для выполнения экстренного действия.
36.Вахтенные помощник должны глубоко знать использование
установленных на судне электрорадионавигационных средств, включая их
возможности и ограничения, и использовать каждое из этих средств при
необходимости; а также иметь в виду, что эхолот является важным навигационным
средством.
37.Вахтенный помощник должен всегда использовать радиолокатор
при ухудшении или в ожидании ухудшения видимости и при плавании в районах
интенсивного судоходства, учитывая возможности и ограничения радиолокатора.
38.Вахтенный помощник должен обеспечивать, чтобы используемые
шкалы дал