Влияние винта фиксированного шага на
управляемость судна.
Основное
назначение гребных винтов - это создание силы тяги для поступательного движения
судна с определенной скоростью. Дтя этого необходимо создать движущую силу,
преодолевающую сопротивление движению. Движущая сила создается работающим
винтом, который, как и всякий механизм, часть энергии тратит непроизводительно.
Полезная
мощность, необходимая для преодоления сопротивления, определяется формулой
Nn = RV,
где R — сила сопротивления: V— скорость движения.
Отношение
полезной мощности к затрачиваемой называется пропульсивным коэффициентом
комплекса корт е - движитель. Пропульсивный коэффициент характеризует
потребность судна в энергии, необходимой для поддержания заданной скорости
движения.
Максимальная
тяга винта развивается в швартовном режиме (в случае, когда судно стоит на
швартовых, а его машине дали полный передний ход). Эта сила примерно на 10 %
больше тяги винта в режиме полного хода. Сила тяги винта при работе на задний
ход для различных судов составляет примерно 70—80 % от тяги винта в режиме
полного хода.
На
судах морского флота преимущественно установлены четырехтопастные винты (рис.
1.). В зависимости от направления вращения они разделяются на винты правого и
левого вращения (шага). Винт правого вращения у судна, идущего передним ходом,
вращается по часовой стрелке, винт левого вращения — против часовой стрелки.
Одновинтовые
суда чаще всего имеют винты правого вращения: двухвинтовые с левого борта —
винт левого вращения, с правого — правого вращения.
При
вращении гребной винт образует за кормой струю воды, закрученную в сторону его
вращения (рис. 2). Совершенно очевидно, что этот спиральный вихревой поток воды
действует на перо руля и корпус, оказывая влияние на управляемость судна.
Основные
характеристики винта — диаметр, шаг, скольжение, коэффициент полезного действия
(к. п. д.).
Диаметр
винта — это диаметр окружности, описываемый концами лопастей.
Шаг
винта — путь, проходимый винтом за один оборот в твердом теле. Свой рабочий шаг
с учетом потери части упорной силы на скольжение и другие сложные явления гребной
винт развивает после того, как судно начнет двигаться с нормальной скоростью
при данной частоте его вращения. Так как гребной винт вращается не в твердом
теле, а в воде, то он не в состоянии сдвинуть судно за один оборот на полную величину
своего шага по отношению к окружающей воде. Это явление объясняется скольжением
лопастей о воду.
Коэффициент
полезного действия гребного винта — отношение мощности, развиваемой винтом, к
эффективной мощности СЭУ. Гребные винты изготавливают правого и левого вращения
(шага).
Винт
правого шага у судна, идущего передним ходом, вращается слева направо, т. е. по
часовой стрелке, если смотреть с кормы. Винт левого шага вращается против
часовой стрелки. На морском одновинтовом судне обычно устанавливается винт правого
шага, на двухвинтовом на правом борту — винт правого шага, на левом — левого
шага. Гребной винт при вращении образует за кормой струю воды, закрученную в
сторону вращения (рис. 2). Этот спиральный вихревой поток воды действует на
перо руля и корпус судна, оказывая влияние на управляемость.
Сила
С, которая действует на корму судна вследствие набрасывания воды на перо руля,
называется силой набрасываемой струи и зависит от работы винта и положения пера
руля. Вращению винта противодействует вода. Это сопротивление воды называется
силой реакции и обозначается буквой D.
Рассмотрим
действие этих сил на руль и винт правого шага одно винтового судна на
установившемся переднем ходу (рис. 3). .................................... (скачивайте полную версию)
|