Вторник, 24.12.2024, 06:12
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
Программы [3]
Экзамены [4]
Лекции [33]
Курсовые [3]
Другое [2]

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 428

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Навигация, Астрономия, ОУС » Лекции

Лекция. Плавание судов во льдах.
[ Скачать с сервера (41.4 Kb) ] 22.01.2012, 13:32

ПЛАВАНИЕ СУДОВ ВО ЛЬДАХ.

 Большинство морских судов периодически совершают рейсы в ледовых условиях, а для северных и дальневосточных судоходных компаний ледовое плавание является обычной нормой работы практически для всех судов.

Плавание во льдах характеризуется существенными отличиями в методах управления судном, по сравнению с плаванием по чистой воде, и требует от судоводителя знания многих специальных вопросов, присущих только этому виду плавания.


1.   Общие вопросы организации и информационного обеспечения ледового плавания.

 
Организация управления ледовым плаванием.

Транспортные суда могут совершать ледовое плавание как самостоятельно, так и под проводкой ледокола. В замерзающих портах начало и окончание зимней навигации объявляется начальником порта. Руководство ледовым плаванием  обычно осуществляется из береговых центров, организованных, как правило,  в портах назначения или отхода. Эти центры решают все вопросы организации ледового плавания, сбора и обработки информации о состоянии ледового покрова в районе их ответственности, составления рекомендованных маршрутов движения. В оперативном подчинении центров могут находиться самолеты и вертолеты  ледовой разведки, ледоколы, средста связи и передачи информации. Указания береговых центров управления являются обязательными для всех судов, совершающих ледовое плавание. 

 
Классификация судов и ледоколов.

По правилам Регистра имеется пять ледовых классов судов в зависимости от прочности их корпуса:

*                     УЛА -  суда данного класса предназначены для самостоятельного плавания в летне-осенний период навигации во всех районах мирового океана;

*                     УЛ - для самостоятельного плавания в летне-осенний период навигации в Арктике в легких ледовых условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях;

*                     Л1 -  для самостоятельного плавания в летний период навигации в Арктике в разреженных битых льдах и круглогодично в замерзающих неарктических морях в легких ледовых условиях;

*                     Л2  - для самостоятельного плавания в мелкобитом разреженном льду неарктических морей;

*                     Л3  - для самостоятельного плавания в мелкобитом разреженном льду неарктических морей;

Районы и сроки плавания  приведенных классов судов под проводкой ледокола определяются судовладельцем.

Ледоколы - суда, специально предназначенные для разрушения ледового покрова и проводки транспортных судов во льдах. Предназначение ледоколов определяет их основные конструктивные особенности: мощная и высокоманевренная силовая установка, специальные обводы корпуса и его высокая прочность, высокопрочные винты и руль, специальные устройства и системы - креновая система, система пневмообмыва, вертолетное устройство, буксирная устройство. По правилам Регистра для ледоколов предусмотрено четыре ледовых категории в зависимости от прочности корпуса и мощности силовой установки:

*                     ЛЛ1 - может двигаться во льдах толщиной более 2 м, мощность силовой установки более 68000 кВт;

*                     ЛЛ2 -  может двигаться во льдах толщиной менее 2 м, мощность силовой установки от 22000 до 68000 кВт;

*                      ЛЛ3 - может двигаться во льдах толщиной до 1,5 м, мощность силовой установки от 11000 до 22000 кВт;

*                      ЛЛ4 -  может двигаться во льдах толщиной до 1 м, мощность силовой установки  менее 11000 кВт.
 

Навигационная оценка морских льдов.

 
Главная навигационная характеристика льда - сплоченность:  отношение площади льдин в зоне, где они распределены сравнительно равномерно к общей площади этой зоны, выраженное в десятых долях (баллах). В зависимости от сплоченности льды подразделяются на следующие классы:

*                   сплошные               - 10 баллов;

*                   очень сплоченные  - 9-10 баллов;

*                   сплоченные             - 7-8 баллов;

*                   разреженные           - 4-6 баллов;

*                   редкие                      - 1-3 балла;

*                   отдельные льдины  - менее 1 балла;

*                   чистая вода              - льды отсутствуют.

 

Следующей по значимости навигационной характеристикой льда является его возраст , т.к каждой возрастной градации соответствует определенный диапазон его толщины. По возрасту принято различать следующие виды льда:

*                     начальные виды - ледяные иглы, ледяное сало, снежура, шуга;

*                     нилас, толщиной до 10 см;

*                     молодой лед, толщиной от 10 до 30 см;

*                     однолетний лед, толщиной от 30 см до 2,5 м;

*                     старый лед, толщиной более 2,5 м.

 

Если впереди по курсу судна наблюдаются льды одинаковой сплоченности и возраста, важной навигационной характеристикой становится форма ледяных образований.  Принято различать следующие формы льда, в зависимости от их протяженности:

*                     ледяные поля: гигантские - > 10 км, обширные - 2-10 км, большие -0,5-2 км;

*                     обломки полей - 100 - 500 м;

*                     крупнобитый лед - 20 - 100 м;

*                     мелкобитый лед - 2 -20 м;

*                     тертый лед или ледяная каша - до 2 м.

 

К другим важным навигационным характеристикам льда относятся:

*                     торосистость - степень покрытия поверхности льда торосами любых видов. Оценивается по 11 балльной системе аналогично сплоченности;

*                     разрушенность - степень разрушения льда в процессе таяния. Является важной навигационной характеристикой в теплый период года. Степень разрушенности определяется в зависимости от стадии таяния льда по 10 балльной шкале: 0 баллов - разрушенности нет, 9 баллов - лед полностью разрушен;

*                     заснеженность - степень покрытия поверхности льда снегом. Наличие снега на поверхности льда, как бы увеличивает его толщину и неблагоприятно сказывается на ледопроходимости судов и ледоколов. Измеряется по 9 балльной системе: 0 баллов - снега нет, 8 баллов - толщина снега более1 метра;

*                     сжатие льда - перегруппировка льда под действием ветра и течений, когда имеются препятствия движению ледяных масс. Оказывает наибольшие затруднения ледовому плаванию или вообще делает его невозможным. Степень сжатия измеряется по 4 балльной системе: 0 баллов - сжатия нет, 3 балла - лед сильно сжат.
 

Ледовые карты.

Решение о движении судна во льдах принимается на основе анализа ледовых карт, на которых в виде символов отображаются приведенные выше характеристики ледового покрова. Информацию о состоянии льда получают с помощью искусственных спутников Земли, самолетов и вертолетов ледовой разведки, судовых наблюдений, береговых пунктов наблюдений, автоматических дрейфующих ледовых станций. С использованием всей этой информации береговыми службами подготавливаются ледовые карты, которые передаются на суда. С 1981 г. при составлении карт используется  международная система символов морского льда, разработанная  Всемирной метеорологической организацией. Главным условным знаком в этой системе символов является овал, в котором указаваются основные навигационные характеристики льда:

..............................................Скачивайте полную версию...................

Категория: Лекции | Добавил: vel-master
Просмотров: 3247 | Загрузок: 608 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024