|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| | |
|
Лекция. Плавание судов во льдах.
[ Скачать с сервера (41.4 Kb)
]
| 22.01.2012, 13:32 |
ПЛАВАНИЕ СУДОВ ВО ЛЬДАХ.
Большинство морских судов периодически совершают рейсы в ледовых условиях, а для северных и дальневосточных судоходных компаний ледовое плавание является обычной нормой работы практически для всех судов.
Плавание во льдах характеризуется существенными отличиями в методах управления судном, по сравнению с плаванием по чистой воде, и требует от судоводителя знания многих специальных вопросов, присущих только этому виду плавания.
1. Общие вопросы организации и информационного обеспечения ледового плавания.
Организация управления ледовым плаванием.
Транспортные суда могут совершать ледовое плавание как самостоятельно, так и под проводкой ледокола. В замерзающих портах начало и окончание зимней навигации объявляется начальником порта. Руководство ледовым плаванием обычно осуществляется из береговых центров, организованных, как правило, в портах назначения или отхода. Эти центры решают все вопросы организации ледового плавания, сбора и обработки информации о состоянии ледового покрова в районе их ответственности, составления рекомендованных маршрутов движения. В оперативном подчинении центров могут находиться самолеты и вертолеты ледовой разведки, ледоколы, средста связи и передачи информации. Указания береговых центров управления являются обязательными для всех судов, совершающих ледовое плавание.
Классификация судов и ледоколов.
По правилам Регистра имеется пять ледовых классов судов в зависимости от прочности их корпуса:
* УЛА - суда данного класса предназначены для самостоятельного плавания в летне-осенний период навигации во всех районах мирового океана;
* УЛ - для самостоятельного плавания в летне-осенний период навигации в Арктике в легких ледовых условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях;
* Л1 - для самостоятельного плавания в летний период навигации в Арктике в разреженных битых льдах и круглогодично в замерзающих неарктических морях в легких ледовых условиях;
* Л2 - для самостоятельного плавания в мелкобитом разреженном льду неарктических морей;
* Л3 - для самостоятельного плавания в мелкобитом разреженном льду неарктических морей;
Районы и сроки плавания приведенных классов судов под проводкой ледокола определяются судовладельцем.
Ледоколы - суда, специально предназначенные для разрушения ледового покрова и проводки транспортных судов во льдах. Предназначение ледоколов определяет их основные конструктивные особенности: мощная и высокоманевренная силовая установка, специальные обводы корпуса и его высокая прочность, высокопрочные винты и руль, специальные устройства и системы - креновая система, система пневмообмыва, вертолетное устройство, буксирная устройство. По правилам Регистра для ледоколов предусмотрено четыре ледовых категории в зависимости от прочности корпуса и мощности силовой установки:
* ЛЛ1 - может двигаться во льдах толщиной более 2 м, мощность силовой установки более 68000 кВт;
* ЛЛ2 - может двигаться во льдах толщиной менее 2 м, мощность силовой установки от 22000 до 68000 кВт;
* ЛЛ3 - может двигаться во льдах толщиной до 1,5 м, мощность силовой установки от 11000 до 22000 кВт;
* ЛЛ4 - может двигаться во льдах толщиной до 1 м, мощность силовой установки менее 11000 кВт.
Навигационная оценка морских льдов.
Главная навигационная характеристика льда - сплоченность: отношение площади льдин в зоне, где они распределены сравнительно равномерно к общей площади этой зоны, выраженное в десятых долях (баллах). В зависимости от сплоченности льды подразделяются на следующие классы:
* сплошные - 10 баллов;
* очень сплоченные - 9-10 баллов;
* сплоченные - 7-8 баллов;
* разреженные - 4-6 баллов;
* редкие - 1-3 балла;
* отдельные льдины - менее 1 балла;
* чистая вода - льды отсутствуют.
Следующей по значимости навигационной характеристикой льда является его возраст , т.к каждой возрастной градации соответствует определенный диапазон его толщины. По возрасту принято различать следующие виды льда:
* начальные виды - ледяные иглы, ледяное сало, снежура, шуга;
* нилас, толщиной до 10 см;
* молодой лед, толщиной от 10 до 30 см;
* однолетний лед, толщиной от 30 см до 2,5 м;
* старый лед, толщиной более 2,5 м.
Если впереди по курсу судна наблюдаются льды одинаковой сплоченности и возраста, важной навигационной характеристикой становится форма ледяных образований. Принято различать следующие формы льда, в зависимости от их протяженности:
* ледяные поля: гигантские - > 10 км, обширные - 2-10 км, большие -0,5-2 км;
* обломки полей - 100 - 500 м;
* крупнобитый лед - 20 - 100 м;
* мелкобитый лед - 2 -20 м;
* тертый лед или ледяная каша - до 2 м.
К другим важным навигационным характеристикам льда относятся:
* торосистость - степень покрытия поверхности льда торосами любых видов. Оценивается по 11 балльной системе аналогично сплоченности;
* разрушенность - степень разрушения льда в процессе таяния. Является важной навигационной характеристикой в теплый период года. Степень разрушенности определяется в зависимости от стадии таяния льда по 10 балльной шкале: 0 баллов - разрушенности нет, 9 баллов - лед полностью разрушен;
* заснеженность - степень покрытия поверхности льда снегом. Наличие снега на поверхности льда, как бы увеличивает его толщину и неблагоприятно сказывается на ледопроходимости судов и ледоколов. Измеряется по 9 балльной системе: 0 баллов - снега нет, 8 баллов - толщина снега более1 метра;
* сжатие льда - перегруппировка льда под действием ветра и течений, когда имеются препятствия движению ледяных масс. Оказывает наибольшие затруднения ледовому плаванию или вообще делает его невозможным. Степень сжатия измеряется по 4 балльной системе: 0 баллов - сжатия нет, 3 балла - лед сильно сжат.
Ледовые карты.
Решение о движении судна во льдах принимается на основе анализа ледовых карт, на которых в виде символов отображаются приведенные выше характеристики ледового покрова. Информацию о состоянии льда получают с помощью искусственных спутников Земли, самолетов и вертолетов ледовой разведки, судовых наблюдений, береговых пунктов наблюдений, автоматических дрейфующих ледовых станций. С использованием всей этой информации береговыми службами подготавливаются ледовые карты, которые передаются на суда. С 1981 г. при составлении карт используется международная система символов морского льда, разработанная Всемирной метеорологической организацией. Главным условным знаком в этой системе символов является овал, в котором указаваются основные навигационные характеристики льда:
..............................................Скачивайте полную версию...................
|
Категория: Лекции | Добавил: vel-master
|
Просмотров: 3247 | Загрузок: 608
| Рейтинг: 5.0/1 |
| |
| | |
|
|