Вторник, 24.12.2024, 05:47
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
Программы [3]
Экзамены [4]
Лекции [33]
Курсовые [3]
Другое [2]

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 428

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Навигация, Астрономия, ОУС » Лекции

Лекция №10. СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ
[ Скачать с сервера (1.90 Mb) ] 12.12.2010, 00:26


10.1     ПРИЧИНЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОСАДКУ СУДНА НА МЕЛЬ, И ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

10.2     СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СУДНО, СЕВШЕЕ НА МЕЛЬ, И ВЫБОР СПОСОБОВ СНЯТИЯ С МЕЛИ

 

10.3     СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ

 

10.4     ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ ПРИ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

 

 

10.1. ПРИЧИНЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОСАДКУ СУДНА НА МЕЛЬ, И ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

Среди аварий судов в мировом морском судоходстве посадка судов на мель стоит в числе первых в общем списке причин аварийности. Причинами посадки судна на мель могут быть:

— форс-мажорные обстоятельства;

— ошибки экипажа в процессе управления судном;

— преднамеренные действия экипажа, т. е. преднамеренная посадка судна в целях спасения экипажа или судна от полной гибели.

К форс-мажорным обстоятельствам, например, относятся сложные гидрометеорологические обстоятельства, когда судно по своим тактико-техническим данным не могло противостоять воздейст­вию стихии, а именно:

— дрейф судна, зажатого льдом, в сторону берега;

— внезапный штормовой ветер в сторону берега;

— повреждение рулевого устройства или главного двигателя при плавании вблизи навигационных опасностей и т. д.

К наиболее распространенным причинам посадки судов на мель являются ошибочные действия экипажа. К числу таких причин относятся: неудовлетворительный контроль за движением судна; небрежность при опознавании берегов и навигационного оборудования ограждения; определение местоположения судна по плавучим средствам ограждениям без контроля по береговым навигаци­онным знакам; отсутствие точных расчетов радиуса циркуляции при выходе на новый курс; пренебрежение рекомендациями лоции и местных правил или отсутствие надлежащей корректуры карт и Других навигационных пособий; несоблюдение рекомендаций хорошей морской практики при плавании на мелководье в малоисследованных регионах и ряд других причин.

Преднамеренная посадка на мель может быть произведена в аварийных ситуациях с целью спасения людей, груза или самого судна. К таким особым случаям можно отнести, например, посадку судна типа Ро-Ро с поврежденным корпусом, если оно находится вблизи отмели, поскольку поступление воды в корпус судна, не разделенного в достаточной мере на водонепроницаемые отсеки, неизбежно приведет к его опрокидыванию.

Каждая авария, как правило, имеет свои причины, но при анализе обстоятельств, обусловивших посадку на мель, можно выделить и наиболее общие причины.

В районах, насыщенных средствами навигационного огражде­ния, посадки на мель происходят при утрате судоводителями кон­троля за движением своего судна на поворотах при неверной оценке или недостаточном знании инерционных характеристик судна, а также из-за ошибок в опознавании буев и других средств плавучего навигационного оборудования.

В районах с относительной свободой маневрирования посадки на грунт при подходе к берегу являются следствием чрезмерной скорости. При подходе к месту якорной стоянки или при входе в порт на повышенной скорости возникает дефицит времени для оценки обстановки, которая может измениться и значительно усложниться при необходимости расхождения с судами, выходящими из порта или находящимися на пересекающихся курсах. На­пример, в малоизученных районах в пределах 20-метровой изобаты могут быть значительно меньшие глубины или. отдельные точечные подводные препятствия. Средства навигационных ограждений в виде буев, плавучих маяков, ограждающие отдельные препятствия, могут находиться на значительном расстоянии от самих препятствий, а изобаты на мелкомасштабных картах вблизи подводных препятствий не всегда соответствуют действительным глубинам.

Посадки на мель при плавании в каналах и узкостях являются результатом неумелого управления судном из-за преждевремен­ных или запоздалых поворотов; несоответствия скорости условиям плавания, приводящим к тому, что крупное судно не вписывается в рекомендованную полосу движения по каналу; сходит со створа при сложных гидрометеорологических условиях; садится на мель по выходе из порта за головой мола из-за поперечного течения.

Снижение аварийности, связанной с посадками судов на мель и уменьшение материальных потерь от этого вида аварий может быть достигнуто в результате:

— повышения уровня профессиональной, в первую очередь практической подготовки судоводителей в управлении суд­ном и правильном выборе ответственных решений по спасению людей, судна и груза при посадке на мель;

— осуществления комплекса организаационно-технических мероприятий, направленных на улучшение состояния водных путей, портовых акваторий, рейдов, якорных стоянок, надежное обеспечение их средствами навигационного оборудования;

— улучшения маневренных характеристик судна и повышения конструктивной прочности и средств, обеспечивающих жи­вучесть судна;

— организации спасательных работ с использованием наиболее эффективных методов и средств по снятию с мели и буксировке аварийного судна;

— ограничения негативного экологического воздействия на природу в результате аварии.

 

Действия экипажа при посадке судна на мель. При непреднамеренной посадке судна на мель действия экипажа определяются аварийным расписанием, которое разрабатывается в соответствии с Правилами НБЖС.

В этом случае на судне:

1.         Объявляют общесудовую тревогу. Аварийные партии выявляют возможные повреждения, их место, размеры, поступление воды через пробоины, при необходимости готовят аварийные материалы для заделки пробоин. Члены экипажа в соответствии с расписанием по тревоге задраивают иллюминаторы, водонепроницаемые двери, горловины для предотвращения поступления забортной воды и распространения ее по судну при затоплении отдельных помещений.

2.         Замечают курс и скорость, при которых произошла посадка; определяют координаты места посадки; собирают данные о прогнозе погоды и ожидаемых приливных явлениях; устанавливают связь с ближайшими судами и службой безопасности мореплавания судоходной компании.

3.         Составляют план первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности экипажа и определяют возможность самостоятельного снятия с мели. Если же первые  расчеты и выводы по возможности самостоятельного снятия с мели не дали положительного результата, срочно вызывают необходимые средства помощи.

4.         Информируют всех заинтересованных лиц о факте посадки судна на мель, его месте, предполагаемых повреждениях и возможных экологических последствиях.

В ряде случаев в условиях штормовой погоды для уменьшения воздействия волн и разрушения корпуса могут быть приняты меры к закреплению судна на мели путем затопления отдельных танков или отсеков.

Организация спасательных работ по снятию судна с мели определяется приказами капитана, и она зависит от конкретных обстоятельств, но все действия по определению размеров повреждения и выяснения возможных негативных последствий должны быть выполнены в кратчайшие сроки, так как фактор времени может оказаться решающим для благополучного исхода спасательных работ. Например, если судно село на мель в малую воду, нельзя упускать время и до наступления полной воды нужно подготовить все необходимое для самостоятельного снятия с мели: произвести п...................(скачивайте полную версию)
Категория: Лекции | Добавил: vel-master
Просмотров: 4475 | Загрузок: 751 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024