10.1 ПРИЧИНЫ,
ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОСАДКУ СУДНА НА МЕЛЬ, И ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
10.2 СИЛЫ,
ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СУДНО, СЕВШЕЕ НА МЕЛЬ, И ВЫБОР СПОСОБОВ СНЯТИЯ С МЕЛИ
10.3 СНЯТИЕ
СУДНА С МЕЛИ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ
10.4 ОРГАНИЗАЦИЯ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ ПРИ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ
10.1.
ПРИЧИНЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОСАДКУ СУДНА НА МЕЛЬ, И ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНОЙ
СИТУАЦИИ
Среди аварий судов в мировом морском судоходстве
посадка судов на мель стоит в числе первых в общем списке причин аварийности.
Причинами посадки судна на мель могут быть:
— форс-мажорные обстоятельства;
— ошибки экипажа в процессе управления судном;
— преднамеренные действия экипажа, т. е.
преднамеренная посадка судна в целях спасения экипажа или судна от полной гибели.
К форс-мажорным обстоятельствам, например, относятся
сложные гидрометеорологические обстоятельства, когда судно по своим
тактико-техническим данным не могло противостоять воздействию стихии, а именно:
— дрейф судна, зажатого льдом, в сторону берега;
— внезапный штормовой ветер в сторону берега;
— повреждение рулевого устройства или главного
двигателя при плавании вблизи навигационных опасностей и т. д.
К наиболее распространенным причинам посадки судов на
мель являются ошибочные действия экипажа. К числу таких причин относятся:
неудовлетворительный контроль за движением судна; небрежность при опознавании
берегов и навигационного оборудования ограждения; определение местоположения
судна по плавучим средствам ограждениям без контроля по береговым навигационным
знакам; отсутствие точных расчетов радиуса циркуляции при выходе на новый курс;
пренебрежение рекомендациями лоции и местных правил или отсутствие надлежащей
корректуры карт и Других навигационных пособий; несоблюдение рекомендаций хорошей
морской практики при плавании на мелководье в малоисследованных регионах и ряд
других причин.
Преднамеренная посадка на мель может быть произведена
в аварийных ситуациях с целью спасения людей, груза или самого судна. К таким
особым случаям можно отнести, например, посадку судна типа Ро-Ро с поврежденным
корпусом, если оно находится вблизи отмели, поскольку поступление воды в корпус
судна, не разделенного в достаточной мере на водонепроницаемые отсеки,
неизбежно приведет к его опрокидыванию.
Каждая авария, как правило, имеет свои причины, но при
анализе обстоятельств, обусловивших посадку на мель, можно выделить и наиболее
общие причины.
В районах, насыщенных средствами навигационного
ограждения, посадки на мель происходят при утрате судоводителями контроля за
движением своего судна на поворотах при неверной оценке или недостаточном
знании инерционных характеристик судна, а также из-за ошибок в опознавании буев
и других средств плавучего навигационного оборудования.
В районах с относительной свободой маневрирования
посадки на грунт при подходе к берегу являются следствием чрезмерной скорости.
При подходе к месту якорной стоянки или при входе в порт на повышенной скорости
возникает дефицит времени для оценки обстановки, которая может измениться и
значительно усложниться при необходимости расхождения с судами, выходящими из
порта или находящимися на пересекающихся курсах. Например, в малоизученных
районах в пределах 20-метровой изобаты могут быть значительно меньшие глубины
или. отдельные точечные подводные препятствия. Средства навигационных
ограждений в виде буев, плавучих маяков, ограждающие отдельные препятствия,
могут находиться на значительном расстоянии от самих препятствий, а изобаты на
мелкомасштабных картах вблизи подводных препятствий не всегда соответствуют
действительным глубинам.
Посадки на мель при плавании в каналах и узкостях
являются результатом неумелого управления судном из-за преждевременных или
запоздалых поворотов; несоответствия скорости условиям плавания, приводящим к
тому, что крупное судно не вписывается в рекомендованную полосу движения по
каналу; сходит со створа при сложных гидрометеорологических условиях; садится
на мель по выходе из порта за головой мола из-за поперечного течения.
Снижение аварийности, связанной с посадками судов на
мель и уменьшение материальных потерь от этого вида аварий может быть
достигнуто в результате:
— повышения уровня профессиональной, в первую очередь
практической подготовки судоводителей в управлении судном и правильном выборе
ответственных решений по спасению людей, судна и груза при посадке на мель;
— осуществления комплекса организаационно-технических
мероприятий, направленных на улучшение состояния водных путей, портовых
акваторий, рейдов, якорных стоянок, надежное обеспечение их средствами
навигационного оборудования;
— улучшения маневренных характеристик судна и
повышения конструктивной прочности и средств, обеспечивающих живучесть судна;
— организации спасательных работ с использованием
наиболее эффективных методов и средств по снятию с мели и буксировке аварийного
судна;
— ограничения негативного экологического воздействия
на природу в результате аварии.
Действия
экипажа при посадке судна на мель.
При непреднамеренной посадке судна на мель действия экипажа определяются
аварийным расписанием, которое разрабатывается в соответствии с Правилами НБЖС.
В этом случае на судне:
1. Объявляют
общесудовую тревогу. Аварийные партии выявляют возможные повреждения, их место,
размеры, поступление воды через пробоины, при необходимости готовят аварийные
материалы для заделки пробоин. Члены экипажа в соответствии с расписанием по
тревоге задраивают иллюминаторы, водонепроницаемые двери, горловины для
предотвращения поступления забортной воды и распространения ее по судну при
затоплении отдельных помещений.
2. Замечают
курс и скорость, при которых произошла посадка; определяют координаты места
посадки; собирают данные о прогнозе погоды и ожидаемых приливных явлениях;
устанавливают связь с ближайшими судами и службой безопасности мореплавания
судоходной компании.
3. Составляют
план первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности экипажа и
определяют возможность самостоятельного снятия с мели. Если же первые расчеты и выводы по возможности
самостоятельного снятия с мели не дали положительного результата, срочно
вызывают необходимые средства помощи.
4. Информируют
всех заинтересованных лиц о факте посадки судна на мель, его месте,
предполагаемых повреждениях и возможных экологических последствиях.
В ряде случаев в условиях штормовой погоды для
уменьшения воздействия волн и разрушения корпуса могут быть приняты меры к
закреплению судна на мели путем затопления отдельных танков или отсеков.
Организация спасательных работ по снятию судна с мели определяется
приказами капитана, и она зависит от конкретных обстоятельств, но все действия
по определению размеров повреждения и выяснения возможных негативных
последствий должны быть выполнены в кратчайшие сроки, так как фактор времени
может оказаться решающим для благополучного исхода спасательных работ.
Например, если судно село на мель в малую воду, нельзя упускать время и до
наступления полной воды нужно подготовить все необходимое для самостоятельного
снятия с мели: произвести п...................(скачивайте полную версию)
|