13.1.
Общие
принципы организации радиолокационного наблюдения
13.2.
Объективные
закономерности перемещения судов относительно друг друга
13.3.
МППС-72
и использование радиолокационной информации
13.4.
Обработка
радиолокационной информации
13.5.
Маневрирование
поданным радиолокационной информации
13.1. Общие принципы организации
радиолокационного наблюдения
При
плавании в условиях ограниченной видимости и сложной навигационной обстановки
одним из важнейших требований перед судоводителем стоит организация
визуального, слухового и радиолокационного наблюдения. Надлежащее
радиолокационное наблюдение (РЛС) в современных условиях мореплавания является
основой и главной гарантией безопасности мореплавания, особенно при
расхождении судов в условиях ограниченной видимости.
Настройка
РЛС. При введении усиления яркость экрана должна быть такой, чтобы линия
развертки была чуть заметной. Ручка усиления должна быть в таком положении,
чтобы на всей площади экрана появлялись отметки слабого мерцающего фона шумов
приемника. При этом положении достигается максимальная чувствительность
приемника, что позволяет обнаруживать объекты на максимальном расстоянии. Недостаточное
усиление может привести к тому, что небольшие объекты не будут обнаружены своевременно.
Для своевременного обнаружения ближних и дальних объектов рекомендуется
периодически производить усиления,
Уменьшение
влияния помех. Если на экранах появляются засветки от морских волн, то
необходимо использовать временную автоматическую регулировку усиления (ВАРУ)
или иной способ устранения волновых помех, но следует помнить, что одновременно
с
подавлением волновых помех подавляются и сигналы от малых объектов.
Для
уменьшения интенсивности помех от волнения целесообразно переключиться на
шкалы более крупного масштаба, поскольку на них используются импульсы меньшей
длительности. При наличии помех от осадков рекомендуется использовать помехозащитное
устройство или использовать диапазон 10 см и импульсы меньшей дальности.
Ложные сигналы из-за боковых лепестков можно подавить устройством «помехи от
моря».
Выбор режима индикации. Режим индикации выбирается исходя
из конкретных условий плавания. В режиме относительного движения (ОД) наиболее
наглядно и просто оценивается опасность столкновения и раньше обнаруживается
изменение скорости целей, следующих пересекающимися курсами. В режиме
истинного движения (ИД) раньше обнаруживаются малые неподвижные цели, нагляднее
и проще отличаются цели движущиеся от неподвижных, раньше обнаруживается
изменение курса встречными судами. В то же время в режиме ИД сложнее сделать
оценку опасности столкновения и предполагаемой дистанции расхождения. Наиболее
употребительным является режим ОД. При наличии на судне двух РЛС удобно один
индикатор использовать в относительном, а другой в истинном движении.
Выбор шкал дальности. Радиолокационное наблюдение в открытом
море следует вести преимущественно на шкалах среднего масштаба (8-16 миль) с
периодическим просмотром окружающей обстановки на шкалах как более мелкого, так
и более крупного масштаба, В стесненных водах наблюдение рекомендуется вести
исходя из обстоятельств плавания на шкалах более крупного масштаба с
периодическим обзором на мелкомасштабных шкалах. Шкалы дальности 32 и 64 мили
используются для определений места судна по высоким берегам. После обсервации
необходимо сразу перейти на шкалы средней или малой дальности для продолжения
наблюдения. При расхождении с целями на близких расстояниях следует
использовать крупномасштабные шкалы, на которых более точно оценивается
степень опасности и быстрее обнаруживаются маневры целей.
Как
правило, применительно к обстановке выбирается шкала, дающая разумный
компромисс между наблюдением за ближними Целями и достаточной дистанцией
обнаружения новых целей. Совмещение этих противоположных требований может быть
достигнуто применением крупномасштабной шкалы в относительном движении со
смещенным центром развертки.
Выбор
ориентации изображения. Наибольшую точность измерения пеленга, сопоставление
радиолокационной информации с картой, упрощение расчетов обеспечивает режим
ориентации «Север». При работе в этом режиме следует после каждого изменения
курса проверять согласование индикатора РЛС с репитером гирокомпаса. В режимах
ориентации «Курс» и «Курс стабилизации» изображение на экране РЛС соответствует
картине, наблюдаемой визуально с мостика. В режиме «Курс» точность
радиолокационного пеленгования и, как следствие, точность оценки опасности
столкновения и предполагаемой дистанции расхождения существенно уменьшаются.
При изменении курса судна или значительном рыскании происходит «смазывание»
радиолокационного изображения.
Выполнение измерений пеленга и дистанции. Все измерения должны
выполняться на одной и той же шкале дальности, одним и тем же наблюдателем и
одним и тем же приемом. Сначала рекомендуется измерять пеленг, затем сразу же
расстояние. Направление измеряется механическим или электронным визиром с
точностью 0,5°. Линия визира должна делить отметку цели пополам. При этом
точность отсчета пеленга электронным визиром не зависит от смещения центра
развертки во всех режимах. Расстояние измеряется совмещением подвижного круга
дальности (ПКД) с эхо-сигналом таким образом, чтобы наружный край ПКД совпал с
внутренним краем отметки. При измерении расстояния электронным визиром конец
визира устанавливается примерно на 0,5 мм в ближнюю к центру экрана кромку
эхо-сигнала. Измерение пеленгов и дистанций может быть выполнено с помощью
системы автосопровождения, данные которой обычно точнее полученных вручную.
Организация радиолокационного наблюдения. Особенности и
ограничения радиолокационной информации. Эффективное использование
радиолокатора для предупреждения столкновений судов возможно только при четком
знании эксплуатационных и технических характеристик радиолокационной
аппаратуры, учете ее возможностей, ограничений и недостатков. Вероятная дальность
обнаружения объектов приведена в формуляре РЛС. Однако рекомендуется при всяком
удобном случае получать фактические
данные о
дальности обнаружения реальных объектов, которые необходимо учитывать в
конкретных условиях плавания. Так, например, в зависимости от интенсивности
тумана дальность радиолокационного обнаружения уменьшается от 10% при
визуальной видимости около 100 м примерно на 10 % и до 30% при визуальной
видимости 25-30 м. Мертвая зона современных РЛС редко превышает две-три ширины
судна. Помехи при радиолокационном наблюдении могут быть обусловлены наличием
теневых секторов обзора от элементов конструкции судна, отражением радиолокационных
сигналов от морских волн, осадков и судовых отражателей различного вида, а
также различными ложными сигналами. Участки водной поверхности в районах,
отличающихся значительной влажностью, полосы ливня и облака вызывают на
экранах РЛС помехи, которые можно принять за изображение объекта или берега.
Кроме того, эхо-сигналы, вызванные сильным снегопадом, грозовыми и дождевыми
тучами, засвечивают экран, и среди этих пятен трудно обнаружить нужные объекты.
Для
того чтобы различать ливневые эхо-сигналы и сигналы от объекта, необходимо
вести тщательное наблюдение за изменением формы эхо-сигнала. Для эхо-сигналов
от туч и грозовых фронтов характерно постоянное изменение формы. Движение
облаков будет видно в случае, если РЛС работает в режиме истинного движения.
Эхо-сигналы
от близко расположенного объекта могут быть приняты антенной РЛС после их
многократного отражения от судовых надстроек и затем появиться на экране РЛС в
виде отметок на кратных пеленгах, в том числе в теневом секторе или по одному
направлению на кратных расстояниях. Ложные сигналы от берега, многократные
отражения от находящегося близко большого судна могут маскировать слабые
эхо-сигналы от небольших судов и затруднять их обнаружение. Помехи от морских
волн — одна из главных причин, снижающих эффективность использования РЛС и
средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП). При сильном волнении
сплошная засветка от волн может наблюдаться на расстоянии 2-6 миль от начала
развертки. Эхо-сигналы от судов в зоне засветки обычно не обнаруживаются.
Следует иметь в виду, что даже самое совершенное радиолокационное оборудование
не может полностью заменить визуальное наблюдение,
Из-за
радиолокационных помех вследствие волнения моря, метеорологических аномалий,
малой отражающей поверхности некоторых судов и объектов моту т быть не
обнаружены отдельные цели. Точность радиолокационных пеленгов значительно ниже
точности визуальных, например маневр изменением курса, выполненный другим
судном., визуально обнаруживается быстрее, чем с помощью РЛС или САРП, Наличие
теневых секторов впереди траверза вызывает необходимость отворота с курса для
их просмотра.
При организации радиолокационного наблюдения и выборе
безопасной скорости важно учитывать квалификацию и опыт оператора РЛС.
Точность информации, выдаваемой САРП, обуславливается погрешностями РЛС,
компаса и лага, а также погрешностями обработки исходных данных и ошибками в
интерпретации информации САРП.
Основным способом повышения качества выдаваемой САРП информации .................(скачивайте полную версию)
|