Воскресенье, 28.04.2024, 17:31
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
Программы [3]
Экзамены [4]
Лекции [33]
Курсовые [3]
Другое [2]

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 427

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Навигация, Астрономия, ОУС » Лекции

Лекция №1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ
[ Скачать с сервера (2.04 Mb) ] 12.12.2010, 00:06


1.1.      СУДНО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

1.2.      СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СУДНО В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ

 

1.3.      УСТОЙЧИВОСТЬ НА КУРСЕ И ПОВОРОТЛИВОСТЬ СУДНА

 

1.4.      ДВИЖЕНИЕ СУДНА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПЕРЕЛОЖЕННОГО РУЛЯ И ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ КОРПУСА НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ

 

1.5.      ВЛИЯНИЕ БОКОВЫХ СИЛ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ РАБОТОЙ ГРЕБНОГО ВИНТА

 

1.6.      УПРАВЛЯЕМОСТЬ ОДНОВИНТОВОГО СУДНА НА ЗАДНЕМ ХОДУ И УПРАВЛЕНИЕ МНОГОВИНТОВЫМ СУДНОМ


1.1  СУДНО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Согласно классическому определению, «Управление» — это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей организации или коллектива. Управление это особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу людей. Согласно американской теории, под «Управлением» понимается принцип «Делать что-то руками других». Из этого выражения вытекает принцип менеджмента: «Кто управляет — не производит, а кто производит — не управляет».

Управление судном включает в себя несколько аспектов управления, из которых для целей управления судном необходимо вы­делить следующие:

— экономический аспект руководства судном как объектом производства — менеджмент;

— управление судном как движущимся объектом (маневрирование) в условиях ограниченной акватории или при плаваниях в узкостях;

— управление судном в особых (экстремальных) ситуациях при воздействии морской стихии для обеспечения безопасности экипажа судна, груза и охраны окружающей среды. Экономический аспект управления судном как производственным предприятием рассматривается в курсах управления и эксплуатации флота, и нами не затрагивается.

Что касается двух следующих аспектов, то именно они и являются объектами нашего рассмотрения.

Традиционно курс «Управление судном» включал в себя раздел маневрирования судном и частично раздел управления судном в нештатных ситуациях; однако существовавшие программы курса «Управление судном» не захватывали важнейшей части этого раздела — влияние «человеческих факторов» на результаты управления. Следует отметить, что до начала 90-х годов прошлого столе­тия проблемы безопасности мореплавания в основном решались за счет разработки новых правил и нормативных документов в виде различных Международных конвенций, совершенствования транспортных средств и технологического оборудования, что, конечно, давало свои положительные результаты, но неучет влияния «человеческого фактора» на результаты управления судном сделал свое дело. Анализ аварийности последних лет показал, что большая по­ловина аварий включала в себя ошибочные действия (или бездействие) членов экипажей судов. Эта проблема заключается еще и в том, что на данный момент нет достаточных знаний об естественных законах поведения человека и о причинно-следственных связях взаимодействия на человека различных факторов, особенно в экстремальных, условиях.

В науке о психологии управления, наряду с другими понятиями, часто употребляется понятие «human factor » — «человеческий фактор», заимствованное из английского языка.

Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека: психологических и психофизиологических свойств (возможностей, желаний, способностей и т. п.).

Важность человеческого фактора определяется тем, что по мере усложнения управления растут требования к интеллектуальным и другим психофизиологическим характеристикам че­ловека. Соответственно возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами, в том числе и судном.

Психология управления — это часть комплексной науки управ­ления.

Синонимы «психологии управления» — понятия: «менеджмент» (от английского глагола «to mange», что означает «управлять»), «организационная психология», «психология организаций».

Цель психологии управления — разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Предмет психологии украшения — деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций,

Содержание психологии управления разработка психологиче­ских аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

Источники психологии управления:

а) практика управления;

6) развитие психологической науки;

в) развитие социологии организаций.

Методологические подходы к управлению. Существуют три основных подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный.

Главным методологическим подходом к управлению является системный подход.

Системный подход — это подход к анализу явлений, при котором они рассматриваются как система, не сводимая к своим эле­ментам. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением.

С помощью системного подхода организация (коллектив) рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношения ми, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.

Ситуационный (конкретный) подход это подход, утверждающий, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).

При его использовании руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных мето­дов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации. Однако это справедливо только для такой ситуации, когда для принятия решения имеется полная и достоверная информация. В условиях мореплавания у капитана зачастую такой информации нет, и ему приходится принимать решение в условиях ограниченной информации, часто полагаясь на интуицию. По этой причине при вынесении суждений о правильности или неправильности действий следует делать поправку на известный в психологии «эффект обратного мышления», заключающийся в том, что у эксперта, знакомого со всеми обстоятельствами аварии, возникает иллюзия очевидности аварийного исхода при таком образе дейст­вий, в то время как для человека, предпринимавшего действия, приведшие к аварии, такой исход был далеко не очевиден..............................(скачивайте полную версию)
Категория: Лекции | Добавил: vel-master
Просмотров: 5290 | Загрузок: 1080 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024