1.1. СУДНО
КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.2. СИЛЫ,
ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СУДНО В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ
1.3. УСТОЙЧИВОСТЬ
НА КУРСЕ И ПОВОРОТЛИВОСТЬ СУДНА
1.4. ДВИЖЕНИЕ
СУДНА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПЕРЕЛОЖЕННОГО РУЛЯ И ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ КОРПУСА НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ
1.5. ВЛИЯНИЕ
БОКОВЫХ СИЛ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ РАБОТОЙ ГРЕБНОГО ВИНТА
1.6. УПРАВЛЯЕМОСТЬ
ОДНОВИНТОВОГО СУДНА НА ЗАДНЕМ ХОДУ И УПРАВЛЕНИЕ МНОГОВИНТОВЫМ СУДНОМ
1.1 СУДНО КАК
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Согласно классическому определению, «Управление» — это
совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение
поставленных целей организации или коллектива. Управление это особый вид
деятельности, который превращает неорганизованную толпу в эффективную,
целенаправленную и производительную группу людей. Согласно американской теории,
под «Управлением» понимается принцип «Делать что-то руками других». Из этого
выражения вытекает принцип менеджмента: «Кто управляет — не производит, а кто
производит — не управляет».
Управление судном включает в себя несколько аспектов
управления, из которых для целей управления судном необходимо выделить
следующие:
— экономический аспект руководства судном как объектом
производства — менеджмент;
— управление судном как движущимся объектом
(маневрирование) в условиях ограниченной акватории или при плаваниях в
узкостях;
— управление судном в особых (экстремальных) ситуациях
при воздействии морской стихии для обеспечения безопасности экипажа судна,
груза и охраны окружающей среды. Экономический аспект управления судном как
производственным предприятием рассматривается в курсах управления и
эксплуатации флота, и нами не затрагивается.
Что касается двух следующих аспектов, то именно они и
являются объектами нашего рассмотрения.
Традиционно курс «Управление судном» включал в себя
раздел маневрирования судном и частично раздел управления судном в нештатных
ситуациях; однако существовавшие программы курса «Управление судном» не
захватывали важнейшей части этого раздела — влияние «человеческих факторов» на
результаты управления. Следует отметить, что до начала 90-х годов прошлого
столетия проблемы безопасности мореплавания в основном решались за счет
разработки новых правил и нормативных документов в виде различных Международных
конвенций, совершенствования транспортных средств и технологического
оборудования, что, конечно, давало свои положительные результаты, но неучет
влияния «человеческого фактора» на результаты управления судном сделал свое
дело. Анализ аварийности последних лет показал, что большая половина аварий
включала в себя ошибочные действия (или бездействие) членов экипажей судов. Эта
проблема заключается еще и в том, что на данный момент нет достаточных знаний
об естественных законах поведения человека и о причинно-следственных связях
взаимодействия на человека различных факторов, особенно в экстремальных,
условиях.
В науке о психологии управления, наряду с другими
понятиями, часто употребляется понятие «human factor » — «человеческий фактор»,
заимствованное из английского языка.
Человеческий
фактор — это все то, что зависит от
человека: психологических и психофизиологических свойств (возможностей,
желаний, способностей и т. п.).
Важность человеческого фактора определяется тем, что
по мере усложнения управления растут требования к интеллектуальным и другим
психофизиологическим характеристикам человека. Соответственно возрастает роль
человека и его возможностей в процессе управления различными объектами, в том
числе и судном.
Психология
управления — это часть комплексной
науки управления.
Синонимы «психологии управления» — понятия:
«менеджмент» (от английского глагола «to mange», что означает «управлять»),
«организационная психология», «психология организаций».
Цель
психологии управления — разработка
путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных
систем.
Предмет
психологии украшения — деятельность
руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих
функций,
Содержание
психологии управления разработка
психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
Источники
психологии управления:
а) практика управления;
6) развитие психологической науки;
в) развитие социологии организаций.
Методологические
подходы к управлению. Существуют три основных
подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный.
Главным методологическим подходом к управлению
является системный подход.
Системный
подход — это подход к анализу
явлений, при котором они рассматриваются как система, не сводимая к своим элементам.
Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и
целым, целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением.
С помощью системного подхода организация (коллектив)
рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношения
ми, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.
Ситуационный
(конкретный) подход это подход,
утверждающий, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой
организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).
При его использовании руководители исходят из того, что конкретная
ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом
наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует
данной управленческой ситуации. Однако это справедливо только для такой
ситуации, когда для принятия решения имеется полная и достоверная информация. В
условиях мореплавания у капитана зачастую такой информации нет, и ему приходится
принимать решение в условиях ограниченной информации, часто полагаясь на
интуицию. По этой причине при вынесении суждений о правильности или
неправильности действий следует делать поправку на известный в психологии
«эффект обратного мышления», заключающийся в том, что у эксперта, знакомого со
всеми обстоятельствами аварии, возникает иллюзия очевидности аварийного исхода
при таком образе действий, в то время как для человека, предпринимавшего
действия, приведшие к аварии, такой исход был далеко не очевиден..............................(скачивайте полную версию)
|