ГЛАВА 4
МЕТОДИКА И
ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ШВАРТОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ
4.1 ОБЩИЕ
ПРИНЦИПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ШВАРТОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ
4.2 ВЫПОЛНЕНИЕ
ШВАРТОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОДНОВИНТОВОМ СУДНЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ВЕТРА И ТЕЧЕНИЯ
4.3. ШВАРТОВКА
СУДНА ПРИ УСЛОВИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕТРА
4.4. ШВАРТОВКА СУДНА ПРИ УСЛОВИИ
ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕЧЕНИЯ
4.5 ОТШВАРТОВКА
СУДНА В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ: ОТСУТСТВИЕ ВЕТРА И ТЕЧЕНИЯ: ПРИ НАЛИЧИИ ВЕТРА: ПРИ
НАЛИЧИИ ТЕЧЕНИЯ
4.6 ВЫПОЛНЕНИЕ
ШВАРТОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКСИРОВ
4.7 ШВАРТОВКА
СУДНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ БУКСИРОВ
4.8 ОТШВАРТОВКА
СУДОВ С ПОМОЩЬЮ БУКСИРОВ
4.9 ШВАРТОВНЫЕ
ОПЕРАЦИИ НА СУДАХ ТИПА РО-РО
4.10 ШВАРТОВНЫЕ
ОПЕРАЦИИ НА ПАССАЖИРСКИХ СУДАХ
4.11 ОСОБЕННОСТИ
ШВАРТОВКИ КРУПНОТОННАЖНЫХ СУДОВ
4.12 ШВАРТОВКА
СУДОВ КОРМОЙ К ПРИЧАЛУ
4.1. ОБЩИЕ
ПРИНЦИПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ШВАРТОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Швартовные операции являются одним из наиболее сложных и опасных этапов
эксплуатации судна, так как их выполнение связано с необходимостью учета
значительного количества факторов, влияющих на безопасность судна в данный
момент. Для профессионального и безопасного выполнения швартовных операций
рекомендуется рассматривать систему Человек—Судно—Среда,
Управление судном, выступающим как объект управления при швартовных операциях,
производится человеком капитаном, лоцманом или совместно. Решение о применении
тех или иных средств управления судном зависит от технических возможностей
судна, наличия, типов и мощности буксиров и от действия внешних факторов
(среды), которые можно рассматривать как неуправляемые судоводителем силы,
которые необходимо учитывать и преодолевать с помощью средств управления,
выступающих в роли управляемых судоводителем сил. Искусство управления судном
при швартовных операциях состоит в умении и способности правильно определить
силы, действующие на судно, способности определять реакцию судна на различные
приложенные к нему силы, умении прогнозировать поведение судна под воздействием
приложенных к нему сил и своевременно корректировать движение судна к
назначенной точке.
Швартовные операции судна можно классифицировать на
следующие;
— швартовка/отшвартовка судна к причалу (самостоятельная, с буксирами,
в различных условиях);
— швартовка / отшвартовка судна к другому судну (на ходу, к судну,
стоящему на якоре, к судну, лежащему в дрейфе);
— швартовка / отшвартовка судна к специализированным буям и бочкам.
Так как наиболее часто выполняемыми операциями являются швартовка/отшвартовка
судна к причалу, то начнем именно с этого вида швартовных операций. В общем
случае процесс швартовки судна включает три последовательных этапа: подход
судна к причалу, маневрирование у причала для придания необходимого положения
судна относительно причала и закрепление судна у причала.
На всех этапах рекомендуется принимать во внимание все действующие на
судно факторы со стороны среды и выбирать оптимальное сочетание контролируемых
сил для достижения нужного состояния судна. В качестве примера на рис. 4.2
приведены возможные силы при швартовных операциях.
В зависимости от преобладающих сил и факторов выбирается способ
маневрирования судна при подходе к причалу и у причала.
Характер маневрирования в каждом конкретном случае определяется
размерами акватории и ее стесненностью, влиянием внешних факторов и, конечно,
маневренными возможностями судна.
В связи с многообразием сочетания факторов, влияющих на условия
выполнения безопасных швартовных операций, представляется сложным дать единую
схему маневрирования, пригодную для всех случаев выполнения швартовных
операций.
В то же время морской практикой выработан и апробирован ряд положений,
знание которых позволит судоводителю составить оптимальный план маневрирования
с учетом конкретно сложившейся обстановки.
1.
К моменту начала
маневрирования судно должно иметь минимально возможную при данных условиях
скорость. Это позволит не допустить развития больших инерционных сил и тем
самым облегчит в дальнейшем необходимые изменения параметров движения.
При движении судна с малой скоростью основная часть силы, возникающей на
руле при его перекладке, создается засчет струи воды, которая набрасывается
винтом на руль. Поэтому независимо от того, имеет ли судно движение вперед или
стоит на месте, руль оказывает наибольшее влияние на поведение судна, когда
винт работает на передний ход, и практически не оказывает никакого влияния при
винте, Работающем на задний ход (при классическом пассивном типе руля)....................(скачивайте полную версию)
|