9.1.
ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ ВО ЛЬДАХ 9.2.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ВО ЛЬДАХ
9.3.
ПЛАВАНИЕ ПОД ПРОВОДКОЙ ЛЕДОКОЛА
9.4.
ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ СУДНА ВО ЛЬДАХ
9.1.
ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ ВО ЛЬДАХ
Плавание транспортных судов в ледовых условиях может
происходить как самостоятельно, так и под проводкой ледоколов.
В связи с развитием ледового плавания, усилением конструктивной
прочности морских судов Регистр СССР в 1985 г. установил новую классификацию
транспортных судов ледового плавания (табл. 9.1). Подготовка к плаванию во
льдах включает:
— тщательный осмотр подводной части судна в доке и
устранение дефектов;
— проверку технического состояния руля, гребных
винтов; осмотру подлежит также и гребной вал, особенно в районе прилегания его
к дейдвуду;
— осмотр и ремонт внутренних частей корпуса судна:
набора, водонепроницаемых переборок, обшивки борта и двойного дна в грузовых
трюмах;
— осмотр и, если надо, ремонт кингстонных решеток;
— проверку и приведение в полный порядок водоотливных
средств как основных (стационарных), так и вспомогательных (переносных);
— спрессовывание трубопроводов, тщательную очистку
льял и сеток приемников осушительного трубопровода, проверку исправности
мерительных и воздушных трубок и т. д.;
— подготовку палубных механизмов для плавания в
условиях низких температур, магистралей пресной и соленой воды, находящихся на
верхних палубах, и их отепление; все механизмы и устройства, работа которых не
является необходимой и сопряжена с опасностью размораживания, отключают и
консервируют;
— выполнение других работ, требуемых конструктивными
особенностями судна и обычной подготовкой перед выходом судна в рейс.
При подготовке к ледовому плаванию сверх обычных
судовых материально-технических запасов суда обеспечивают специальным
снабжением (если есть необходимость), в числе которою должны быть:
— запасной стальной винт или комплект лопастей, если
они съемные;
— запасной концевой (гребной) вал;
— два ледовых якоря со стальными тросами для швартовки
судов к ледяным полям;
— переносная мотопомпа как вспомогательное аварийное
средство, а также при приеме воды со льда, шланги к мотопомпе (приемные и
отливные);
— аммонит и все средства для взрывных работ (бикфордов
шнур, детонаторы и др.);
пеший с рукоятками, лопаты, кирки и др.;
— легкая деревянная шлюпка особой конструкции (без
киля с полозьями но боргам — ледянка);
— аварийное снабжение по нормам Регистра СССР для
судов ледового плавания.
Во всех случаях, когда предусматривается плавание во
льдах, в подготовку к ледовому плаванию входит изучение судоводителями Правил
для судов, проводимых ледоколами через лед, Международных сигналов,
употребляемых для связи между ледоколом и проводимыми судами, ознакомление с
прогнозом о ледовых и гидрометеорологических условиях, выполнение
предварительной прокладки по намеченному пути следования.
Размещение грузов в трюмах должно позволять в случае
необходимости быстро проникнуть к месту повреждения обшивки и набора, а
распределение груза по трюмам — обеспечить надлежащий дифферент для
предохранения винта и руля от ударов о лед с учетом всех пунктов разгрузки и
погрузки.
9.2.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА
ВО ЛЬДАХ
Вопрос о самостоятельном плавании транспортного судна
во льдах решается в зависимости от ледовых условий на судоходной трассе в
районе его плавания и ледовой категории конкретного судна.
В практике ледового плавания в арктических морях можно
рекомендовать придерживаться сроков начала и окончания безледокольного
плавания, установленных в результате исследований Арктического и
Антарктического научно-исследовательского института (табл. 9.2).
В осенний период навигации при наличии остаточных
льдов на трассе следует пользоваться уточненными критериями сроков окончания
безледокольного плавания (табл. 9.3).
Распоряжение о самостоятельном плавании во льдах капитан судна получает
или от берегового штаба морских операций, или от капитана ледокола,
обеспечивающего проводку судов в указанном районе. Такое решение принимается
лишь при условии, что на предполагаемом пути следования отсутствуют ледовые
препятствия, представляющие серьезную опасность для судна данной ледовой
категории. Решение также может быть вызвано необходимостью для судна дойти до
....................(скачивайте полную версию)
|