ШВАРТОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ МОРСКИХ СУДОВ
Транспортные суда в большинстве случаев швартуются п причальным сооружениям бортом. Этот способ швартовки считается основным, а остальные способы - частными. Термин "швартовные операции” влючает:* подход судна к причалу;* его разворот в необходимое положение;* закрепление судна у причала;* обеспечение безопасности при стоянке на швартовых;* отход судна от причала.Швартовные операции могут проводиться как самостоятельно ( наиболее сложный вариант ), так и с помощью одного или нескольких буксиров.Управление судном при выполнении швартовных операций происходит на предельно малых скоростях, что приводит:* к снижению эффективности рулевого устройства. Основная часть силы, возникающей на руле при его перекладке, создается за счет струи от винта, набрасываемой на руль. Поэтому независимо от того, имеет ли судно движение вперед, или назад, или стоит на месте, руль оказывает наибольшее влияние, при работе винта на передний ход и оказывает очень малое или практически не оказывает влияния на поведение судна при винте, работающем на задний ход;* увеличению относительного воздействия на судно ветра и течения;* значительному влиянию на управляемость винта, конструктивных особенностей судна, его крена и дифферента.Поэтому четкое знание характера поведения судна в зависимости от направления его движения, положения руля и режима работы винта является обязательным условием для успешного проведения швартовных операций.1. Общие правила при выполнении швартовных операций.· Перед швартовными операциями производится подготовка судна: двигатель заблаговременно переводится в маневренный режим, проверяется работа машинного телеграфа, сличаются показания часов, делаются отметки на курсограмме, подготавливаются к работе якорное и швартовные устройства.· К моменту начала маневрирования по постановке к причалу судно должно иметь минимально возможную скорость.· Всякое значительное изменение курса, как правило, осуществляется работой маневренно-движительного комплекса в переменном режиме или с отдачей якоря.· Первый контакт с причалом должен осуществляться не всем корпусом, а одной из оконечностей судна. Как правило, первой к причалу подводится оконечность, которая хуже управляется ( при отсутствии на судне САУ - нос).· Идеальное условие безопасной швартовки, к которому необходимо стремиться, - полностью погашенная инерция движения к моменту соприкосновения с причалом.Примечание: Рассматриваемые ниже схемы маневрирования при выполнении швартовных операций относятся к судну с винтом фиксированного шага правого вращения. 2. Самостоятельная швартовка судна.Швартовка судна лагом к причалу при отсутствии ветра и течения.Левым бортом.1. Угол сближения с причалом составляет для среднетоннажных судов 15-20°, а для крупнотоннжных - 10-15°. Направление сближения - на точку В, отстоящую от причала, где будет находиться нос, примерно на 1/3 длины судна. Машине дается "Стоп”.2. Производится реверс. Руль перекладывается право на борт. В результате, судно начинает разворачиваться лагом к причалу, одновременно сближаясь с ним. Расстояние АВ должно быть несколько больше длины тормозного пути.Целесообразно построить маневр таким образом, чтобы реверс проводился на малый задний ход.3. При первой возможности подается носовой шпринг, который берут на кнехты и травят с таким расчетом, чтобы не допустить отхода носа от причала. Как только судно потеряет инерцию поступательного движения вперед, машине дается "Стоп”, руль перекладывается прямо.4. Подаются остальные швартовы. Правым бортом.1. Угол сближения с причалом должен быть менее 10°, а направление - примерно на середину причала. Машине дается "Стоп”. Руль перекладывается лево на борт. Судно сближается с причалом, одновременно разворачиваясь к нему лагом.2. Дают короткий толчек машиной вперед, пока нос судна не пойдет влево, и сразу же после этого производится реверс.При реверсе судно продолжает двигаться вперед по инерции и одновременно получает вращательное движение по часовой стрелке, что создает угрозу навала носа на причал. Поэтому время работы машины на задний ход должно быть как можно меньше, чтобы судно не приобрело значительной инерции вращательного движения.3. При первой возможности подают швартовы. Как только судно потеряет инерцию поступательного движения вперед, машине дается "Стоп”, руль перекладывается прямо.Швартовка судна лагом к причалу при ветре.Прижимной ветер.1. Судно следует самым малым ходом направлением примерно на конец причала.2. Отдается наветренный якорь. Якорная цепь травится втугую. Руль перекладывается в сторону причала.3. Судно сближается с причалом, регулируя скорость сближения натяжением якорной цепи. Работа винта вперед и переложенный в сторону причала руль создают силу, удерживающую корму на ветре.4. В непосредственной близости от причала задерживают якорную цепь, подают носовой прижимной, обтягивают его и кладут на кнехты. Машине дают "Стоп”, руль - прямо.5. Потравливая прижимной, регулируют скорость сближения кормы с причалом под действием ветра. Отжимной ветер.1. Судно следует самым малым ходом направлением примерно на конец причала. Отдается подветренный якорь. Якорная цепь вытравливается на длину равную 1,5- 2,0 глубины, чтобы при движении судна якорь протаскивался по грунту. Руль перекладывается в сторону от причала.2. Судно сближается с причалом, регулируя скорость и направление сближения режимами работы машины и перекладками руля.3. Подаются и кладутся на кнехты носовые шпринг и продольный. Машине дается "Стоп”. Потравливается якорная цепь.4. Поджимается корма судна к причалу работой машины на передний ход и рулем, переложенным в сторону от причала. Швартовка судна лагом к причалу при течении. Встречное течение.1. Сближение с причалом планируется таким образом, чтобы судно могло выйти несколько вперед от намеченного места швартовки против течения и полностью погасить скорость относительно грунта, находясь от причала на дистанции примерно равной 0,5 -1,0 ширины судна.Угол сближения с причалом должен составлять 5-10°; направление - точка В, отстоящая от конца причала примерно на длину носового продольного.2. Машине дается "Стоп”. Руль перекладывается в сторону от причала. Дистанция АВ должна быть примерно равна свободному выбегу минус снос судна течением.3. Подается и закрепляется носовой продольный, на котором судно спускается к место стоянки.4. Подаются остальные швартовы.Попутное течение.1. Судно следует самым малым ходом направлением примерно на конец причала. Угол сближения - примерно 5-10°. Отдается якорь со стороны, противоположной борту шватовки . Якорная цепь вытравливается на длину равную 1,5- 2,0 глубины, чтобы при движении судна якорь протаскивался по грунту. Руль перекладывается в сторону от причала.2. Судно сближается с причалом, регулируя скорость и направление сближения режимами работы машины и перекладками руля.3. При первой возможности подают кормовой продольный. Машине дают "Стоп”. Руль - прямо.4. Потравливая продольный и якорную цепь спускаются к месту стоянки. Швартовка судна кормой к причалу.1. Судно следует по инерции параллельно причалу. Отдается якорь с борта, противоположного причалу и травится свободно якорная цепь.2. Якорную цепь задерживают. Машине дают кратковременный толчек на самый малый ход, руль перекладывается в сторону от причала. Угол разворота судна , в приведенной на схеме ситуации, должен быть больше 90°, т.к. при даче заднего хода корма судна пойдет влево.3. Отдается второй якорь, машине дается самый малый задний ход.По мере сближения с причалом якорная цепь потравливается втугую, небольшими отрезками, чтобы не допустить навала кормы на причал. 4. При первой возможности подаются швартовы и с их помощью окончательно поджимают корму к причалу.После закрепления швартовов обтягивают втугую якорные цепи.Швартовка судов типа Ро-Ро. На заднем ходу.1. Судно идет самым малым задним ходом. Носовое подруливающее устройство (НПУ) включено в сторону от причала.2. Под влиянием боковых сил винта и НПУ судно сближается с причалом под некоторым углом дрейфа.3. На расстоянии от причала, равном примерно 0,1 - 0,25 длины судна в зависимости от скорости сближения, производят реверс на передних ход. Положение руля зависит от скорости сближения кормы с причалом. Для ее уменьшения, руль перекладывают в сторону причала.4. При первой возможности подают кормовой продольный. Когда инерция движения погашена, машине дают "Стоп”, руль - прямо. После закрепления продольного НПУ включается в сторону причала.5. Судно поджимается к причалу. Выключается НПУ. Подаются остальные швартовы. На переднем ходу.
1. Судно идет самым малым передним ходом курсом, параллельным причалу. Носовое подруливающее устройство (НПУ) включено в сторону причала. Под влиянием боковых сил руля и НПУ судно сближается с причалом под некоторым углом дрейфа.
2. Немного не доходя до места швартовки машине дают "Стоп”, а НПУ переключают с сторону от причала. В результате судно получает вращательное движение и корма идет к причалу.
3. При первой возможности подают кормовой продольный, машине дают задний ход для погашения инерции движения вперед. НПУ продолжает работать в том же направлении , чтобы не допустить отхода кормы от причала.
4. Когда инерция погашена машине дают "Стоп”. После закрепления кормового продольного НПУ переключается в сторону причала.
5. При подходе носа судна к причалу подают остальные швартовы. При необходимости корму поджимают к причалу кратковременной работой машины на передний ход и рулем переложенным от причала.
Швартовка судов в море и на рейдах.
Швартовка судов на ходу.
1. Меньшее судно швартуется к борту более крупного, которое ложится носом против волнения и уменьшает ход до минимального, при котором сохраняется управляемость обоих судов. Швартующееся судно выходит на траверз на дистанции 1,5 - 2 кб, ложится на параллельный курс, выравнивает свою скорость и начинает сближение изменением курса на 2-3° в сторону судна-причала.
2. После подачи бросательных концов швартующееся судно выравнивает курсы и подает на судно-причал 2-3 продольных.
3. После того как продольные закреплены, швартующееся судно постепенно уменьшает частоту вращения винта, чтобы продольные плавно обтянулись и приняли нагрузку без рывка. Когда швартующееся судно ляжет на кранцы, его машине дается "Стоп” и заводятся остальные швартовы.
Швартовка к судну, лежащему в дрейфе.
Устанавливается скорость и направление взаимного дрейфа судов и сближение планируется с учетом указанных факторов. Порядок швартовки практически не отличается от швартовки к причалу.
Швартовка к судну, стоящему на якоре.
Устанавливается максимальное отклонение судна при рыскании. Курс на сближение должен проходить через точку наибольшего отклонения. Порядок швартовки практически не отличается от швартовки к причалу.
3. Швартовка судна с помощью буксиров.
Способы использования буксиров.
1. Буксировка с помощью буксирных тросов.
2. Буксировка лагом.
3. Буксировка способом "пуш-пул” - буксиры швартуются к борту таким образом, что могут изменять свое положение относительно буксируемого судна, тем самым изменяя направление тяги.
4. Буксировка способом на укол.
Швартовка с использованием одного буксира. Безветрие или слабый отжимной ветер.
1, 2. Судно выходит на траверз причала, погасив инерцию поступательного двуижения вперед.
3. Для обеспечения равномерного поджатия судна к причалу буксир устанавливают несколько позади миделя судна способом на укол. Упор винта буксира регулируется с таким расчетом, чтобы к моменту контакта с причалом судно не приобрело значительной поперечной скорости.
Свежий отжимной ветер.
1. Буксир швартуется к подветренному борту в районе миделя способом "пуш-пул”. При подходе к причалу с минимальной скоростью отдается якорь со стороны, противоположной борту швартовки . Якорная цепь вытравливается на длину равную 1,5- 2,0 глубины, чтобы при движении судна якорь протаскивался по грунту.
2. Сближаются с причалом, протаскивая якорь по грунту, используя буксир и при необходимости подрабатывая машиной.
3. При первой возможности подают носовой продольный, после закрепления которого буксир разворачивается перпендикулярно борту судна и поджимает его к причалу. Якорную цепь держат свободно, при необходимости потравливают.
Прижимной ветер.
1. С кормы на буксир подается буксирный трос. Судно выходит на траверз причала.
2. Отдается якорь наветренного борта, который удерживает нос судна от навала на причал. Корма - удерживается буксиром.
3. Потравливая якорную цепь и уменьшая упор винта буксира, судно подходит по ветру к причалу.
Швартовка с использованием двух буксиров.
Безветрие или слабый отжимной ветер.
Буксиры выводят судно на траверз причала, отдаются буксирные тросы ( один или оба в зависимости от ситуации) и работой буксиров (буксира) на укол судно поджимается к причалу.
Прижимной ветер.
С носа и кормы на буксиры подаются буксирные тосы. Судно выводится буксирами на траверз причала и удерживается на ветре. Уменьшая силу тяги буксиров, под действием ветра судно сближается с причалом. Перед контактом с причалом, для избежания резкого навала кратковременно увеличивается тяга буксиров.
Отжимной ветер.
1. С носа и кормы на буксиры подаются буксирные тросы. Судно подводится как можно ближе к причалу.
2. Судно удерживается буксирами пока не будет подан или завезен носовой продольный.
3. После закрепления продольного отдается носовой буксир, который переходит в корму для работы на укол. Далее отдается кормовой буксир, который переходит в носовую часть судна для работы на укол. Работой двух буксиров судно поджимается к причалу.
Швартовка крупнотонажных судов.
1. Крупнотоннажные суда даже на малых скоростях обладают большой кинетической энергией. Поэтому главной задачей при швартовке является обеспечение их движения на предельно малых скоростях, чтобы не допустить возникновения больших инерционных сил. Буксиры выводят судно на траверз причала. Буксиры 2 и 4 работают на передний ход, а 1 и 3 - на задний ход с несколько меньшей тягой.
2. После остановки судна на траверзе причала отдаются буксиры 3 и 4, которые переходят работать на укол, поджимая судно к причалу.
3. Буксиры 1 и 2 одерживают судно, чтобы оно не получило чрезмерной скорости сближения с причалом. Перед контактом с причалом сила тяги этих буксиров должна быть увеличена для остановки судна.
Швартовка в ледовых условиях.
1. Буксиры подводят судно к причалу, подаются и крепятся носовые швартовы, отдаются буксирные тросы.
2. Один из буксиров струей от винта, работающего на передний ход вымывает лед между бортом судна и причалом, другой, работая на укол, поджимает корму к причалу. Винт судна работает на передний ход, размывая лед за кормой.
3. Когда между кормой судна и причалом будет чистая вода, буксир выходит из под борта и корма вплотную поджимается к причалу. Подаются и крепятся кормовые швартовы. Остатки льда между бортом и причалом вымываются работой винта судна на задний ход, после чего носовая оконечность вплотную поджимается к причалу работой буксира на укол.
4. Обеспечение безопасности стоянки судна на швартовых. Заключается в регулярном наблюдении за состоянием швартовых, своевременном потравливании - при проведении выгрузки, когда осадка судна уменьшается и оно поднимается вверх, и своевременном обтягивании - при погрузке, когда осадка увеличивается и судно опускается вниз. При ухудшении гидрометеорологических условий стоянки, при необходимости заводятся дополнительные швартовы.
5. Отшвартовка судна.
Самостоятельная отшвартовка.
Отсутствие ветра и течения.
Основным способом отшвартовки является отшвартовка кормой: оставляется носовой шпринг, руль перекладывается в сторону причала, машине дается самый малый передний ход. Под действием боковой силы руля корма отходит от причала. Дается задний ход и выбирается шпринг. Угол между диаметральной плоскостью судна и причалом в момент реверса должен быть таким, чтобы при реверсе, когда судно ошвартовано левым бортом ( под действием боковых сил винта корма судна идет влево), корма не навалила на причал.
При невозможности отшвартовки кормой используется отшвартовка носом: оставляется кормовой шпринг и кратковременной работой машины на задний ход отводят нос от причала на 10-15 °. Затем отдают и выбирают шпринг, и когда от выбран, машине дают передний ход. Руль в момент дачи переднего хода перекладывают на небольшой угол в сторону причала для отбрасывания кормы, а затем постепенно перекладывают его от причала.
Отжимной ветер.
При близком к траверзу ветре оставляют носовой и кормовой продольные. Потравливая их регулируют скорость и направление отхода судна от причала под действием ветра. Затем отдают и выбирают швартовы. Когда выбран на борт кормовой продольный, дают ход машине.
При ветре по носу оставляют кормовой шпринг и носовой продольный. Потравливая продольный отводят нос судна от причала. Дальнейшая последовательность действий аналогична отшвартовке носом при отсутствии ветра.
При ветре с кормы оставляют носовой шпринг. Когда корма под действием ветра отойдет от причала дают задний ход и выбирают шпринг.
Прижимной ветер.
В большинстве случаев самостоятельная отшвартовка невозможна и необходимо использовать буксиры.
Встречное течение.
Оставляют кормовой шпринг и носовой продольный. Потравливая продольный отводят нос судна от причала. Дальнейшая последовательность действий аналогична отшвартовке носом при отсутствии ветра.
Попутное течение.
Оставляют кормовой продольный и носовой шпринг. Потравливая продольный отводят корму от причала на 30-40°. Отдают продольный и после того, как он выбран на борт, дают задний ход. Как только судно тронется назад, отдают и выбирают носовой шпринг.
Отшвартовка судна типа Ро-РО.
Отдаются швартовы, руль перекладывается на борт в сторону причала, НПУ включается на работу от причала и дается самый малый передний ход. Под действием боковых сил от руля и НПУ судно практически лагом отходит от причала.
Отшвартовка судна, стоящего кормой к причалу.
Отдаются швартовы и выбираются якорные цепи.
Отшвартовка с помощью буксира (буксиров).
При использовании одного буксира, на него подается буксирный трос с носа. Оставляют носовой шпринг, на котором отводят корму от причала, далее отдается шпринг и буксир отводит нос от причала.
При использовании двух буксиров, на них подаются буксирные тросы с носа и кормы, отдаются швартовы и буксиры отводят судно от причала и разворачивают его в нужном направлении.
..............................................Скачивайте полную версию...................
|