|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| | |
|
Лекция. Маневрирование судов в узкостях
[ Скачать с сервера (681.2 Kb)
]
| 22.01.2012, 13:18 |
УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ В УЗКОСТЯХ
Краткая характеристика узкостей, каналов и мелководья
Влияние мелководья на движение судна. Критическая скорость
Определение просадки, дифферента и запаса глубины под килем
Влияние мелководья на маневренные характеристики судна
Гидродинамическое взаимодействие между судами, судами и стенками канала
Особенности плавания и маневрирования в узкости
Краткая характеристика узкостей, каналов и мелководья Правила плавания судна в узкостях, по каналам и фарватерам регламентируется правилом № 9 МППСС-72 «Плавание в узкостях», которое применяется при любых условиях видимости и относится как к судам с механическим двигателем, так и к парусным судам.
Узкость определяется соотношением между маневренными характеристиками судна и шириной водного пространства, доступного для плавания, независимо от его конфигурации и протяженности. Водные пространства по их ширине подразделяются на открытые и каналы. Открытые акватории подразделяются на глубокие, углубленные и мелководные.
Открытая акватория – дно и берега не оказывают влияние на маневренные характеристики судна.
Мелководная акватория – водное пространство, дно и берега которого оказывают существенное влияние на маневренные характеристики судна.
Судоходный канал – искусственно созданный водный путь, огражденный средствами навигационного обеспечения (СНО), обеспечивающими безопасность плавания судов. Каналы характеризуются несколькими признаками, по которым они могут классифицироваться назначением, пропускной способностью, размерами поперечного сечения и т. д.
Влияние мелководья на движение судна. Критическая скорость Мелководье оказывает существенное влияние на маневренные характеристики судна: при неизменной мощности ГД скорость уменьшается, диаметр циркуляции и тормозной путь увеличиваются, посадка изменяется, проседание корпуса возрастает.
Влияние мелководья начинает проявляться при глубине:
H ≤ 4dcp + 3V2/g, [м]
где g – ускорение свободного падения, м/с2.
Наиболее сильно влияние мелководья сказывается при отношении H/dcp ≤ 2. Рекомендуется оставлять запас глубины под килем не менее 0,3 м – при мягких грунтах и не менее 0,4 м – при плотных. Эти рекомендации приемлемы только при плавании по хорошо исследованным районам и при минимальной скорости движения.
Степень влияния мелководья зависит от скорости судна, выраженной в относительном ее значении в виде числа Фруда, рассчитываемого по глубине:
При FrH<0,3 влияние мелководья на скорость хода и проседание корпуса практически несущественно при любых значениях H/d. Однако при этом возникают трудности в управлении судном.
Волнообразование, изменение посадки и другие явления на мелководье резко возрастают при FrH≥0,8. Они достигают максимальных значений при FrH=1, т. е. при наступлении так называемой «критической скорости»:
Обычные водоизмещающие суда эксплуатируются в докритической зоне, т. е. при FrH≤0,8(0,6), их скорость не должна приближаться к критической. Увеличение скорости за счет небольшого резерва мощности ГД положительного эффекта при приближении к Vкр не дает, а приводит лишь к избыточному расходу топлива, увеличению проседания и ухудшению устойчивости на курсе, повышению рыскливости.
Потерю скорости на мелководье при плавании в зоне докритических скоростей можно приблизительно рассчитать по эмпирической формуле Демина С.И.:
Значение ΔV должно получаться со знаком «–», если «+», то ΔV считают равной «0».
Угол раствора волн, образуемых судном при плавании по мелководью увеличивается с возрастанием скорости движения и при Vкр составляет 90º с ДП судна. Поперечные и расходящиеся волны совмещаются в одну общую поперечную волну в форме вала, движущуюся вместе с судном впереди форштевня. В кормовой части судна впереди ахтерштевня также создается поперечная волна, но несколько меньшей высоты, т. е. возрастает сопротивление воды движению судна.
Определение просадки, дифферента и запаса глубины под килем В условиях мелководья возникает существенное изменение посадки (просадки) судна. Аналитический метод расчета посадки судна на ходу был разработан Ю.Н.Поповым – изменение средней осадки и угла дифферента рассматривается как сумма двух составляющих, одна из них вызвана воздействием гидродинамической вертикальной силой (дифферентующего момента), другая – перераспределением из-за волнообразования погруженного объема, т. е.: ..............................................Скачивайте полную версию...................
|
Категория: Лекции | Добавил: vel-master
|
Просмотров: 3451 | Загрузок: 635
| Рейтинг: 5.0/1 |
| |
| | |
|
|