Определение поправок магнитного и гироскопического компасов по наземным навигационным ориентирам
Постоянное ведение счисления пути судна – необходимое условие его безопасного плавания, поэтому контроль за точностью курсоуказания, постоянное уточнение и учет поправки компаса важнейшая и ответственейшая задача судоводителя, Эта работа постоянно ведется как в порту, так и в море.
Для определения поправки любого компаса необходимо сравнить истинное и компасное направления на один и тот же ориентир, т.е:
DМК (DГК) = ИП – КП.
Некоторые способы определения поправок компасов перечислены ниже.
Определение поправки компаса по створу. ИП створа снимают с карты. КП берут в момент пересечения створной линии.
Определение поправки компаса по береговым естественным створам (например, срезам двух мысов). В момент пересечения линии естественных створов снимают компасный пеленг и сравнивают его с направлением линии, снятой с карты, проходящей через срезы двух мысов.
Определение поправки компаса по пеленгу отдаленного ориентира. Этот способ применяют при стоянке судна на якоре, когда место ориентира и стоянки точно известно.
Определение поправки компаса по сличению с другим компасом, поправка которого известна. Способ применяют для определения поправки главного и путевого магнитных компасов путем сличения показаний с гирокомпасом, поправка которого известна. По команде два наблюдателя одновременно замечают курс по обоим компасам. Определяют:
∆МК = (ГКК + ∆ГК) – КК.
Определение поправки компаса при определении места судна по трем пеленгам. При определении места судна по трем пеленгам возможно появление так называемого треугольника погрешностей, т. е. проложенные линии положения не пересекаются в одной точке. Когда имеется уверенность в правильном опознании ориентиров и в отсутствии грубых погрешностей в пеленгах, а треугольник получается большим, то это свидетельствует о погрешности в принятой поправки компаса. Чтобы исключить такую погрешность, а заодно и определить действующую поправку компаса, поступают следующим образом:
– все пеленги изменяют на 3-50 в ту или иную сторону, и после прокладки получают новый треугольник погрешностей;
– через сходственные вершины старого и нового треугольников погрешностей проводят линии, а точку М их пересечения принимают за обсервованное место судна, свободное от влияния систематической погрешности в поправке компаса ∆К;
– точку М соединяют с ориентирами на карте и измеряют транспортиром полученные истинные пеленги. Сравнив их с компасными пеленгами тех же ориентиров, находят три значения поправки компаса DК = ИП – КП. Среднее арифметическое из полученных результатов принимают за действительную поправку на данном курсе.
Принцип и методика определения поправки компаса по наблюдениям светил
В открытом море единственным способом определения поправки курсоуказания является астрономический способ. Его целесообразно применять и в порту, так как по сравнению с другими способами он является наиболее точным и надежным.
При определении поправки компаса астрономическим способом в качестве компасного направления используется пеленг на светило, измеренный с помощью пеленгатора, а в качестве истинного направления – счислимый азимут данного светила, вычисленный на момент измерения табличным или машинным способом.
Необходимо соблюдать следующие условия:
1. Использовать для уточнения DК светила, находящиеся на небольшой высоте (h< 30°) и вблизи диаметральной плоскости судна (КУ< 30°);
2. Измерения следует производить сериями из 3-5 пеленгов с перефиксацией пеленгатора;
3. Пеленга измеряют с точностью до 0,1°, моменты замеров фиксируют с точностью не хуже 2-3 с;
4. Счислимый азимут нужно перевести в круговой счет, т.е. ИП = Ак.
Существует несколько способов определения АК по светилам:
1.Определение DК по светилу, находящемуся на произвольном азимуте; 2.Определение DК по Солнцу в момент его истинного восхода и захода; 3.Определение DК по наблюдениям Полярной звезды.
Первый способ – основной и наиболее распространенный, два других являются его частными случаями. Он выполняется в следующей последовательности :
....................................Скачивайте полную версию..............
|