|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| | |
|
Лекция. Организация и несения вахты.
[ Скачать с сервера (14.0 Kb)
]
| 29.01.2012, 17:18 |
ПРАВИЛА НЕСЕНИЯ ВАХТЫ НА МОРСКИХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАХТЫ
1.1. Все лица, привлекаемые к несению вахты, должны иметь необходимую квалификацию в соответствии с главами II, III и IV Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененной Конференцией 1995 года со всеми вступившими в силу поправками ( Конвенции-78/95), позволяющую выполнять обязанности, связанные с несением ходовой или стояночной вахты, и должны иметь соответствующие дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалистов.
1.2.Все лица, назначенные выполнять обязанности вахтенного помощника капитана или лица рядового состава, несущие ходовую навигационную вахту, должны иметь как минимум 10 часов отдыха в течение 24-часового периода. Часы отдыха могут быть разделены не более чем на два периода, один из которых должен иметь продолжительность по крайней мере 6 последних часов. Минимальный период в 10 часов может быть сокращен до 6 часов, при условии что любое такое сокращение не должно действовать в течение более двух дней, и не менее чем 70 часов отдыха должны быть предоставлены в течение каждых семи дней.
1.3. Требования по периодам отдыха, изложенные в пункте 1.2, не относятся к таким случаям, как аварийные или авральные работы, учения и другие чрезвычайные условия эксплуатации судна.
1.4. Расписание несения вахты должно быть вывешено в легкодоступном месте.
1.5 Подготовка судна к рейсу выполняется заблаговременно и предусматривает надлежащее навигационное обеспечение, с учетом всей имеющейся на данный момент навигационной и иной информации. Предварительная прокладка курса должна быть выполнена заблаговременно до начала рейса, и как минимум, на первые трое суток перехода.
1.6. Старший механик и старший помощник капитана должны получить у капитана инструктаж и определить заранее потребности судна на предстоящий рейс, принимая во внимание необходимое количество топлива, воды, смазочных материалов, химикатов, расходных и прочих запасных частей, инструментов, продовольствия, медикаментов и т.д. Необходимо определить и пополнить штормовой запас или из расчета его пополнения в первом порту захода.
1.7. Капитан судна несет ответственность за обеспечение судна до начала рейса соответствующими картами и навигационными пособиями, необходимыми для предстоящего рейса; содержащими точную, полную и откорректированную на момент отхода из порта информацию, которая может потребоваться для обеспечения безопасного плавания судна. Капитан должен проработать маршрут перехода с помощниками, принимая во внимание изучение прилегающих к маршруту перехода районов, их особенностей и мест укрытий.
1.8. Планирование плавания, изучение района плавания и прокладка пути осуществляются штурманским составом под руководством капитана. При этом должны использоваться подробные и откорректированные карты, руководства и пособия. Корректура карт, руководств и пособий выполняется в соответствии с Правилами корректуры. Коллекция карт и пособий на переход должна быть доступна в любое время штурманскому составу.
1.9. Если в ходе рейса принято решение об изменении следующего порта захода или если необходимо отклониться существенно от запланированного пути по другим причинам, предполагаемый путь должен прорабатываться заранее.
II. ХОДОВАЯ НАВИГАЦИОННАЯ ВАХТА
2.1. Капитан обязан обеспечить надлежащую организацию несения безопасной ходовой навигационной вахты в соответствии с настоящими Правилами. Под общим руководством капитана вахтенный помощник отвечает за безопасное плавание судна во время своей вахты.
2.2. Вахтенный помощник капитана является представителем капитана и несет главную ответственность за безопасное плавание судна и соблюдение Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года.
Наблюдение
2.3. Постоянное надлежащее наблюдение должно вестись в соответствии с правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года для обеспечения:
1) постоянной готовности путем визуального и слухового наблюдения, а также всеми другими имеющимися средствами к немедленным и надлежащим действиям при любом значительном изменении окружающей обстановки;
2) всесторонней полной оценки обстановки, риска столкновения, посадки на мель и других навигационных опасностей;
3) обнаружения морских или летательных аппаратов, терпящих бедствие; лиц, потерпевших кораблекрушение, затонувших судов и прочих навигационных опасностей.
2.4. Вахтенный матрос-наблюдатель (впередсмотрящий) должен полностью сосредоточить свое внимание на надлежащем наблюдении; запрещается поручать ему дополнительные обязанности, которые могут препятствовать выполнению надлежащего наблюдения.
2.5. Обязанности вахтенного матроса-наблюдателя и вахтенного матроса-рулевого - различны. Вахтенный матрос, стоящий на руле, не должен считаться впередсмотрящим.
2.6. В дневное время вахтенный помощник капитана может оставаться единственным впередсмотрящим при условии что:
1) окружающая навигационная обстановка является безопасной;
2) полностью учтены все сопутствующие факторы, включая такие как, но не ограничиваясь ими:
– состояние погоды;
– видимость;
– интенсивность судоходства;
– близость навигационных опасностей;
– необходимость повышенного внимания, при плавании в районах систем разделения движения, или вблизи них;
3) имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка или иные обстоятельства по мнению капитана или вахтенного помощника.
2.7. Капитан определяет состав ходовой навигационной вахты, необходимый для обеспечения постоянного надлежащего наблюдения, принимая во внимание, но не ограничиваясь:
1) видимость, состояние погоды и моря;
2) интенсивность судоходства и другие особенности навигационной обстановки;
3) необходимость повышенного внимания при плавании в районе систем разделения движения судов;
4) дополнительную нагрузку на вахтенную службу, обусловленную характерными особенностями судна; необходимость выполнения плановых или срочных мероприятий по эксплуатации судна и возможного маневрирования;
5) способность к выполнению обязанностей члена экипажа, назначенного в состав навигационной вахты;
6) профессиональную компетентность лиц командного состава и экипажа судна в целом;
7) опыт вахтенного помощника, его знание оборудования судна, судовых процедур и маневренных характеристик;
8) работы, производимые на судне, и возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае необходимости;
9) состояние навигационных приборов; органов управления на мостике, включая системы аварийно-предупредительной сигнализации;
10) способы и особенности управления рулем, главным двигателем и другими техническим средствами управления судном;
11) размеры судна, особенности его маневренных характеристик и обзор с мостика;
12) конструктивные особенности ходовой и штурманской рубок;
13) любое другое соответствующее требование, процедуру или руководство, относящиеся к организации вахты, в соответствии с положениями Международных договоров Российской Федерации и Законодательства Российской Федерации.
Организация вахты
2.8. Капитан определяет состав ходовой навигационной вахты, учитываться следующие факторы:
1) необходимость непрерывного присутствия вахтенного персонала на ходовом мостике;
2) состояние погоды, видимость, а также время суток (светлое или темное);
3) навигационные особенности района плавания, которые могут потребовать от вахтенного помощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;
4) состояние, возможности использования и ограничения судовых технических средств судовождения и иного оборудования, влияющего на безопасность плавания;
5) наличие на судне авторулевого;
6) несение на судне радиовахты;
7) наличие и исправность органов управления судовой энергетической установкой и другими техническими средствами; работоспособность систем аварийно-предупредительной сигнализации, установленных на мостике, правила их эксплуатации и существующие ограничения;
8) возможность возникновения нестандартных ситуаций во время несения ходовой навигационной вахты, которые могут быть вызваны обстоятельствами плавания.
Принятие вахты
2.9. Вахтенный помощник капитана не должен передавать вахту заступающему на вахту помощнику, если он имеет основания полагать, что последний не в состоянии должным образом выполнять обязанности по несению вахты. Сдающий вахту помощник должен доложить об этом капитану.
2.10. Заступающий на вахту помощник должен прибыть на мостик не менее чем за 10 минут до начала вахты и убедиться в том, что весь состав его вахты способен эффективно выполнять свои обязанности, в частности, полностью адаптирован к условиям ночного наблюдения. Заступающий на вахту помощник не должен принимать вахту до тех пор, пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.
2.11. Прежде, чем принять вахту, заступающий на вахту вахтенный помощник должен проверить местоположение судна, проложенный путь, курс и скорость, а также состояние и работоспособность расположенных на мостике систем управления и контроля энергетических установок и судовых технических средств.
2.12. Заступающий на вахту помощник должен лично удостовериться в отношении:
1) распоряжений по вахте и других особых указаний капитана;
2) местоположения судна, его курса, скорости и осадки;
3) преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и возможного влияния этих факторов на курс и скорость судна;
4) способа управления главными двигателями для осуществления маневра;
5) навигационной обстановки, включая, но не ограничиваясь нижеследующим:
- работоспособность всего навигационного оборудования и любого другого оборудования , которое используется в настоящий момент или, возможно, будет использоваться в течение вахты;
_- поправки гиро- и магнитных компасов;
- наличие и взаимное перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать;
- навигационные опасности, которые могут встретиться в течение вахты;
- возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и скорости судна на увеличение осадки и запас воды под килем.
- произвести оценку окружающей обстановки с помощью радиолокатора (РЛС)
2.13. Если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой-либо опасности, то сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет полностью закончено.
Несение ходовой навигационной вахты
2.14. Вахтенный помощник капитана обязан:
1) нести вахту на ходовом мостике;
2) не оставлять мостик ни при каких обстоятельствах без должной замены;
3) продолжать нести ответственность за безопасность плавания судна, несмотря на присутствие на ходовом мостике капитана, до тех пор пока капитан специально не информирует вахтенного помощника о том, что он принял командование на себя и это будет взаимно понято;
4) при возникновении любых сомнений относительно выбора необходимых мер для обеспечения безопасности судна, - поставить в известность капитана.
2.15.Проверять, через достаточно частые промежутки времени, курс, местоположение, скорость судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные средства.
2.16. Вахтенный помощник капитана должен знать расположение и уметь использовать любое судовое навигационное оборудование, учитывая эксплуатационные возможности и ограничения.
2.17. Вахтенный помощник не должен выполнять никакие дополнительные обязанности, мешающие обеспечению безопасного плавания судна.
2.18. Вахтенный помощник обязан максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении навигационное оборудование.
2.19. При использовании радиолокатора, вахтенный помощник должен соблюдать положения Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года относительно использования радиолокатора.
2.20. В случае необходимости, вахтенный помощник капитана должен без колебаний использовать руль, главный двигатель и звуковые сигнальные средства. Однако, если позволяют обстоятельства, о предполагаемом изменении оборотов главного двигателя необходимо давать своевременное предупреждение.
2.21. Вахтенный помощник должен знать характеристики управляемости своего судна, включая тормозные характеристики, и должен принимать во внимание возможные различия этих характеристик для разных типов судов.
2.22. Все действия, предпринятые во время вахты, имеющие отношение к плаванию судна, должны надлежащим образом записываться в судовой журнал.
2.23. Вахтенный помощник обязан обеспечить постоянное надлежащее наблюдение. На судах, где штурманская рубка отделена от ходовой, вахтенный помощник может заходить в штурманскую рубку только в случае необходимости, на короткий период времени для выполнения необходимых штурманских обязанностей. Предварительно ему следует убедиться, что это безопасно и что в период его отсутствия будет обеспечено надлежащее наблюдение.
2.24. Проверка работоспособности судового навигационного оборудования, во время рейса должна выполняться так часто, как это практически целесообразно и когда позволяют обстоятельства, и особенно, если существует вероятность появления или опасного развития ситуации, которая может повлиять на безопасность плавания судна. В таких случаях необходимо производить соответствующие записи в судовом журнале. Указанные проверки должны также производиться перед приходом в порт и перед выходом из порта.
2.25. Вахтенный помощник должен контролировать:
1) удержание судна на правильном курсе лицом, стоящим на руле, или авторулевым;
2) определение поправок главного магнитного компаса не менее одного раза за вахту и, если это возможно, после каждого значительного изменения курса; регулярное сличение показаний гиро- и главного магнитного компасов и согласованность репитеров ;
3) проверку перехода с автоматического управления рулем на ручное, по крайней мере один раз за вахту;
4) рабочее состояние ходовых и сигнальных огней, также другого навигационного оборудования;
5 ) работу радиооборудования, в соответствии с требованиями по несению радиовахты; и
6) состояние дистанционного пульта управления главным двигателем и другими механизмами машинного отделения, дистанционно управляемыми с мостика; системы аварийно-предупредительной сигнализации .
2.26. Вахтенный помощник должен соблюдать требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года.
Вахтенный помощник должен учитывать:
1) необходимость заблаговременного вызова рулевого и перехода на ручное управление рулем, с тем, чтобы безопасным образом выйти из любой потенциально опасной ситуации;
2) что при управлении судном на авторулевом, чрезвычайно опасно допускать развитие ситуации до момента, когда вахтенный помощник, находясь на мостике один, должен прервать наблюдение для выполнения экстренного маневра судна.
2.27. Вахтенный помощник должен грамотно эксплуатировать установленные на судне электрорадионавигационные приборы и системы, принимая во внимание их возможности и ограничения, и уметь использовать любое из этих средств.
2.28. Вахтенный помощник должен использовать радиолокатор всякий раз при ухудшении или в ожидании ухудшения видимости и постоянно при плавании в районах интенсивного судоходства, учитывая возможности и ограничения радиолокатора.
2.29. Вахтенный помощник должен достаточно часто переключать шкалы дальности радиолокатора для обеспечения возможно более раннего обнаружения эхосигналов. Необходимо учитывать, что эхосигналы от небольших объектов или объектов, имеющих плохую отражающую способность могут быть не обнаружены.
2.30. При использовании радиолокатора, вахтенный помощник должен выбрать соответствующую шкалу дальности, постоянно следить за радиолокационным изображением и своевременно начать радиолокационную прокладку или систематический анализ движения цели.
2.31. Вахтенный помощник должен немедленно известить капитана:
1) при ухудшении или ожидаемом ухудшении видимости;
2) когда условия потока судов или перемещение отдельных судов вызывают опасения;
3) когда возникают затруднения в сохранении заданного курса;
4) если в рассчитанное время не обнаружены берег, навигационный знак или ожидаемые глубины;
5) если неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло изменение глубин;
6) в случае выхода из строя главного двигателя, систем дистанционного управления главного двигателя, рулевого устройства или какого-либо важного навигационного оборудования, аварийно-предупредительной сигнализации;
7) при отказе радиооборудования;
8) в штормовую погоду, если есть опасения получения возможных повреждений;
9) когда на пути судна встречаются опасности для плавания, такие как лед или обломки судов и т.д.;
10) в любой другой аварийной ситуации или в случае возникновения каких-либо сомнений.
2.31. Несмотря на немедленное извещение капитана в указанных выше случаях, вахтенный помощник должен, помимо этого, если требуют обстоятельства, незамедлительно и решительно предпринять действия для обеспечения безопасности судна.
2.32. Вахтенный помощник должен обеспечить персонал вахты инструкциями и информацией, необходимой для обеспечения безопасного несения вахты.
Несение вахты в различных условиях и районах
Плавание при ясной видимости
2.33. Вахтенный помощник должен часто и точно брать компасные пеленги приближающихся судов, для того чтобы своевременно определить опасность столкновения, и учитывать, что такая опасность может иногда существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности при сближении с очень большим судном или буксирным составом, или при сближении с судном на малом расстоянии. Вахтенный помощник должен также предпринять своевременные и правильные действия в соответствии с применимыми Правилами предупреждения столкновения судов в море и, затем убедиться, дают ли такие действия желаемый результат.
2.34. При ясной видимости и когда возможно, вахтенный помощник должен практиковаться в использовании радиолокатора.
Плавание в условиях ограниченной видимости
2.35. При ухудшении или ожидаемом ухудшении видимости первейшей обязанностью вахтенного помощника является выполнение соответствующих требований Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года, в особенности в отношении подачи туманных сигналов, движения с безопасной скоростью и готовности двигателей к немедленным маневрам. Кроме того, вахтенный помощник должен:
1) известить капитана;
2 )выставить впередсмотрящего;
3) включить ходовые огни;
4) включить радиолокатор.
Плавание в прибрежных и стесненных водах.
2.3 При плавании в этих районах следует пользоваться картой самого крупного масштаба, откорректированной на основе самой последней информации. Определения места судна должны выполняться через короткие промежутки времени и более чем одним способом.
2.37. Вахтенный помощник должен четко опознавать все встречающиеся навигационные знаки.
Плавание с лоцманом на борту
2.38. Присутствие лоцмана на борту и выполнение им своих обязанностей не освобождает капитана или вахтенного помощника капитана от их прав и обязанностей по обеспечению безопасности судна. Капитан и лоцман должны обмениваться информацией относительно плавания, местных условий и особенностей данного судна. Капитан и/или вахтенный помощник должны работать в тесном контакте с лоцманом и постоянно контролировать место судна и его движение.
2.39. Если возникает сомнение в действиях или намерениях лоцмана, вахтенный помощник должен запросить у лоцмана разъяснения, а если сомнение все же остается, немедленно доложить об этом капитану и предпринять любые необходимые меры до его появления.
Судно на якоре
2.40. При стоянке на якоре несется постоянная ходовая вахта на мостике. При стоянке на якоре, вахтенный помощник обязан:
1) как можно быстрее определить и нанести место судна на карту крупного масштаба;
2) достаточно часто, сообразуясь с обстановкой, проверять путем взятия пеленгов навигационных знаков или легко опознаваемых береговых объектов, стоит ли судно на якоре безопасно;
3) обеспечить эффективное наблюдение;
4) обеспечить регулярные обходы судна;
5) наблюдать за метеорологическими условиями, приливами и состоянием моря;
6) при обнаружении дрейфа судна немедленно известить капитана и принять все необходимые меры;
7) обеспечить готовность главного двигателя и других механизмов в соответствии с указаниями капитана;
8) в случае ухудшения видимости извещать капитана;
9) обеспечить выставление надлежащих огней и знаков и подачу соответствующих звуковых сигналов в соответствии с МППСС-72;
10) обеспечить выполнение мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.
2.41. Если капитан считает возможным, то на хорошо защищенной якорной стоянке и при благоприятных погодных условиях вахтенный помощник может находиться в другом месте судна, имея постоянную и надежную связь с мостиком и возможность в кратчайшее время прибыть на мостик по первому вызову вахтенного.
|
Категория: Лекции | Добавил: vel-master
|
Просмотров: 8668 | Загрузок: 692
| Рейтинг: 3.0/1 |
| |
| | |
|
|