Четверг, 02.05.2024, 04:04
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
Конвенции и резолюции [18]
другие документы [16]
Лекции [15]

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 427

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Морское право » Лекции

Лекция. Организация штурманской службы.
[ Скачать с сервера (884.8 Kb) ] 29.01.2012, 17:22

Лоцманские методы ориентирования. Система МАМС. Взаимодействие со службами канала.


 
Регламентация плавания судов по фарватерах и  портовых водах.

 Принципы плавания судов по фарватерам и портовым водам РФ определяют «Общие правила плавания стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним», они определяют порядок плавания и стоянки судов в пределах морских портов и в зонах действия служб управления движением судов (СУДС). В каждом порту дополняют эти правила обязательные постановления по порту, отражающие особенности данного порта и содержащие правила плавания на его акватории и в зоне действия СУДС, причем эти правила имеют приоритет перед МППСС и требованиями общих правил.

            Общие правила оговаривают приоритет движения судов- преимущество имеет судно идущее по течению или следующее на выход из порта, за исключением:

- ограниченного в возможности управляться,

- стесненного своей осадкой.

            В местах поворотов, при переходе с одного на другой створ судно, обязанное уступить дорогу, должно дать возможность другому завершить маневр, держась от него на безопасном расстоянии. Расхождение с судами, занятыми специальными и дноуглубительными работами, до получения подтверждения возможности свободного прохода запрещается.

            Капитан обязан уменьшить ход судна если движение представляет опасность для портовых объектов, других судов и плавсредств, для людей работающих на шлюпках и плотах у причала или борта судна.

Постановка на якорь в канале или на фарватере запрещается за исключением случаев, когда движение грозит явной опасностью. При производстве такой постановки немедленно уведомляется центр управления движением с указанного места, времени и причин постановки, насколько постановка затрудняет движение по каналу.

            Распоряжение службы управления движения обязательны для исполнения в части касающейся очередности движения, маршрута и скорости движения, места якорной стоянки и действий для предотвращения непосредственной опасности.


Формирование и структура портовых вод

Акватория порта подразделяется на внутреннюю и внешнюю, причем в современных портах имеет место и промежуточная стадия – аванпорты, то есть дополнительные рейды, огражденные молами или волномолами. Портовые воды, через которые проходят пути, ведущие к другим портам, каналам и иным объектам, расположенным вне границ порта, считаются транзитными, все остальные конечными. С позиции управления движением следует различать одно- и многобассейновые портовые воды по количеству бассейнов, образующих акваторию порта.

            В состав акватории порта входят зоны:

1. зоны ожидания

2. операционные зоны

3. приемные зоны

4. зоны расхождения и маневрирования

5. зоны предрейсового навигационного обслуживания

6. фарватеры

            Существующие зоны ожидания подразделяются на зоны ожидания на стоянке и на ходу. В пределах первой зоны размещаются якорные стоянки, обеспечивающие ожидание судном очередности входа в порт. При ухудшении погоды, если стоянка на якоре становится затруднительной, суда уходят штормовать в зоны ожидания на ходу. На подходах также располагаются зоны предрейсового навигационного обслуживания, требующие значительных площадей и глубин (девиационные и радиодевиационные, мерная линия).

            Операционные зоны – это участки водной поверхности, прилегающие к стационарным или плавучим причалам.

            Зона маневров располагается на внутренней акватории, как правило, непосредственно у входа. Однако в ряде портов на реках, в шхерах и длинных бухтах она оборудуется в виде разворотного круга в средней или концевой части используемой водной поверхности.

            Зоны расхождения могут быть как на подходах, так и на внутренней и внешней акваториях в зависимости от взаимоположения и загруженности фарватеров.

            Фарватеры портовых вод по своей значимости делятся на главные и вспомогательные, а по требованию навигационной безопасности – на две категории: первую и вторую. Те, которые расположены в пределах бассейна, называют внутренними, а за его пределами – внешними.

            Главный фарватер от подходной зоны ведет к рабочим причалам порта через основной вход на внутреннюю акваторию или в бассейн. Его часть до приемной зоны считают подходным фарватером, а далее до зоны маневрирования – входным фарватером.

            Вспомогательные (боковые) фарватеры связывают главный с отдельно расположенными причалами и зонами. Особо следует выделить транзитные фарватеры, предназначенные для прохода судов через портовые воды транзитом, обычно их относят к главным.

            К первой категории относят фарватеры, на которых возможно внезапное быстрое перекрытие прохода судном, остановившемся в результате посадки на мель, столкновение, взрыва и тому подобное. Причем обойти его другие суда не могут, вследствие ограниченной ширины фарватера. Все остальные фарватеры относят ко второй категории.

            Движение по фарватерам бывает одно- и двухсторонним.


Система ограждения МАМС

Латеральная система – применяется в прибрежной зоне и на внутренних фарватерах, основана на ограждении сторон каналов.

Регион А

Левая сторона канала определяется красным цветом, правая – зеленым. В местах распределения фарватеров главный фарватер определяется знаком противоположной стороны, в центре наносится полоса стороны главного фарватера.

Регион Б

Цветовые характеристики противоположны: левый – зеленый, правый – красный.

Кардинальная система – применяется при необходимости определить начальные точки фарватеров и его ось, наиболее часто применяется в условиях достаточно широких фарватеров со встречным движением и в условиях определения проходов на мелководье.

Ориентирование в каналах и фарватерах

            Особенностью ориентирования на фарватерах является то, что обычные навигационные методы не обеспечивают достаточной точности ориентации и основой обеспечения безопасного плавания становится ограждение фарватеров, система створов и естественных ориентиров. К примеру, прохождение Калининградского морского канала основано на использовании различных створов:

            Различают створы – ведущие, секущие, девиационные, временные и другие.

Ведущие створы делятся на линейные, прицельные, щелевые, перспективные и радиолокационные.

Линейный одинарный створ – система двух или трех знаков (огней), ось симметрии которых совпадает с заданным направлением (Светлый-1)

Прицельный и щелевой створы – система из трех знаков (огней), расположенных в вершинах равнобедренного треугольника так, чтобы высота треугольника совпадала с осью фарватера. Прицельный створ обеспечивает плавание в пределах узкой полосы (задний знак Светлый-1), щелевой – узкого сектора.

Перспективный створ – система нескольких пар знаков (огней), расположенных через равные промежутки, ось их симметрии совпадает с заданным направлением (знаки на прямых).

Радиолокационные створы –позволяют удерживать судно в узком фарватере с помощью установки спецбуев и РЛС- створов.

Поворотные створы- система створов, определяющая прохождение поворотов на фарватере путем последовательного перехода со створа на створ (Ижевский поворот), может использоваться система буев или знаков ограждения, установленных по определенной закономерности (Калининградский поворот прохождения курсом на третий буй считая первым буй на траверзе).

            Прохождение судна в узкостях с использованием РЛС:

- использование одиночного ориентира – радиолокационного ответчика или точно определенного берегового ориентира,

- плавание по контрольным дистанциям,

- метод Лескова- плавание по линейным и секущим створам,

- плавание по ограждению канала (перспективные створы)

            При плавании по каналу или фарватеру всегда следует учитывать особенности фарватера, возможность заброса судна при несимметричном расширении вследствие появлении свободных поверхностей с одной стороны, при ответвлениях фарватеров, появлении боковых течений в районе промоин (выявление таковых по положению буев).

            Эффект присасывания в стесненных водах:

- при следовании по оси канала присасывания не наблюдается,

- при приближении к бровке наблюдается стремление судна отойти от опасности, требует для сохранения курса больших перекладок руля в сторону ближней кромки, устраняется изменением курса на 1-2 градуса в сторону тенденции,

- по проявлению тенденции при изменении направления фарватера и при отсутствии четких ориентиров может использоваться для облегчения поворота.

 

Управление движением судов

Система управления движением судов (СУДС)

            Основа – Резолюция ИМО А.857(20) от 27 ноября 1997 года базирующаяся на требованиях правила 10 главы V SOLAS-74 определяющей:

системы установленных путей движения судов способствует обеспечению безопасности человеческой жизни на море, безопасности и эффективности судовождения и / или защите морской окружающей среды. Системы установленных путей рекомендуется к использованию, и им может быть придан обязательный характер для всех судов, определенных категорий судов или судов, перевозящих определенные грузы, если эти системы приняты и введены в действие в соответствии с руководством и критериями, выработанными Организацией (ИМО).

            Резолюция основной задачей СУДС определяет повышение безопасности и эффективности плавания, безопасности жизни на море и защиты морской среды, а также прилегающей береговой зоны, производственных участков и прибрежных участков от возможного вредного воздействия со стороны морского судоходства.

СУДС разделяются на портовые и прибрежные. Первые обеспечивают грузопоток на вход и выход из порта, вторые обеспечивают прохождение судов через район СУДС.

            Полезность СУДС определяется в возможности опознания судов, контроля за ними, возможности планирования передвижения, передачи навигационной информации, оказание помощи в судовождении (включая РЛТ проводку), может оказать помощь для предотвращения загрязнения и в координации действий в случае загрязнения.

            Эффективность СУДС зависит от надежности связи, возможности обеспечения нужной и однозначной информацией. Качество работы – от способности обнаружения опасной ситуации и возможности выдать своевременное предупреждение.

            Власти СУДС при ее эксплуатации должны:

- обеспечить выполнение задач СУДС,

- выполнять стандарты в отношении оборудования, компетентности операторов и задач службы,

- обеспечить работу СУДС в соответствии с требованиями ИМО,

- обеспечить работу СУДС в соответствии с правилами судовых сообщений, установленных путей, средств СНО, особенностями работы лоцманской службы и работы портовых организаций,

- рассматривать участие лоцмана как пользователя информацией, так и ее источника,

- обеспечивать непрерывное несение радиовахты на выделенных радиочастотах,

- установить процедуры для обычной работы СУДС и по действиям в аварийных ситуациях,

- осуществлять своевременное извещение мореплавателей о всех требованиях и процедурах, которые необходимо соблюдать при прохождении района.

            Элемент имущественной ответственности за аварийное происшествие, последовавшее за выполнением совета СУДС решается в соответствии с национальным законодательством, предусматривающую юридическую ответственность за некомпетентное выполнение своих обязанностей операторами СУДС.

            Структура СУДС:

1. Служба информации - собирает и передает в установленном порядке информацию о состоянии судоходства, моря и водных путей, погоды, наличии опасностей и других факторах могущих повлиять на проход судна.

2. Служба оказания помощи в судовождении - оказание такой помощи в трудных навигационных и метеоусловиях, в случаях аварийного состояния судна. Предоставляется по требованию судна и если СУДС считает это необходимым.

3. Служба организации движения – оперативное управление движением включающую систему разрешения движения, планов переходов с определением приоритетов, интервалов и маршрутов движения, ограничений в скорости и в отношении других факторов, если СУДС признает необходимым. Причем инструкции, выдаваемые СУДС должны быть нацелены на достижение результата, предоставляя капитану выбирать способ достижения и не ущемляя ответственность капитана за безопасность плавания.

 

Участвующие суда

            Суда, плавающие в районе действия СУДС должны пользоваться ее услугами, однако СУДС подразделяется на обязательные и добровольные (СУДС обязано предоставлять услуги, если участие в ней является добровольным).

            Решения относительно судовождения и маневрирования остаются за капитаном – план перехода и его изменения не должны ущемлять этих прав.

            Судно обязано нести радионаблюдение на предписанных частотах и передавать на пост СУДС всю требуемую информацию.

            Капитаны проходящих судов, проходящий район СУДС обязаны передавать в центр СУДС о всех замеченных опасностях для плавания или о загрязнении среды.

            При выходе из строя связного оборудования капитан обязан всеми возможными средствами информировать центр о случившемся, отметить факт в судовом журнале.

            При вхождении в зону СУДС на судне должен быть полный перечень требований, правил и положений, относящихся к подаче сообщений, опознаванию и поведению в районе действия СУДС.


Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним от 20 февраля 2009 года устанавливают общие требования в зонах обслуживания:

- очередность обслуживания:

1) аварийные суда, следующие на помощь, суда с тяжелобольными на борту,

2) корабли и суда ВМФ и пограничных войск,

3) паромы и пассажирские суда, следующие по расписанию,

4) суда – газовозы,

5) суда со скоропортящимися грузами и рыбной продукцией,

6) суда с опасными грузами,

7) прочие в соответствие с подачей заявок.

- центр (пост) УДС осуществляет:

1) обнаружение, связь и получение необходимых данных о судне,

2) контроль за движением судов, выдачу указаний при осложнении ситуации и нарушении судами правил,

3) регулирование движения, контроль за соблюдением установленных путей, скоростей и дистанции между судами,

4) радиолокационный контроль за положением судов на якорных стоянках,

5) передачу информации о состоянии погоды, изменениях в работе СНО, навигационно – гидрографической (по запросу),

6) выдачу указаний и информации при обнаружении действий или обстоятельств, которые могут привести к аварии,

7) радиолокационную проводку судов,

8) содействие в установлении связи между судами, береговыми организациями или службами,

9) содействие аварийно- спасательными, дноуглубительными, буксировочными и другими специальными работами в зоне действия центра.

- движение судов в зоне разрешено только с разрешением поста УДС и может быть аннулировано, если судно в течение периода, установленного правилами не начнет разрешенного действия.

- обязательными являются указания поста УДС касающиеся:

1) очередности движения,

2) маршрута и скорости движения,

3) места якорной стоянки,

4) действия по предотвращению непосредственной опасности.

- если постов несколько, при подходе к следующей зоне запрос производиться вновь,

- суда несут постоянную радиовахту на частоте УДС,

- контроль и информирование со стороны центра не снимает с капитана ответственности за безопасность судна,

- радиообмен центра и текущая радиолокационная информация документируется, хранится трое суток, при аварии – до конца расследования.

            В правилах плавания в зоне действия СУДС в виде приложений включаются:

- схема зон действия постов СУДС,

- схема организации связи с постами УДС, включая рабочие каналы и позывные,

- информация капитану о технических возможностях СУДС.

Категория: Лекции | Добавил: vel-master
Просмотров: 2418 | Загрузок: 531 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024