|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| | |
|
Лекция. Постановка судна в док
[ Скачать с сервера (6.2 Kb)
]
| 22.01.2012, 19:33 |
ПОСТАНОВКА СУДНА В ДОК
При постановке в док судно обычно имеет дифферент на корму. При касании кормового кильблока пяткой ахтерштевня судно начинает поворачиваться вокруг точки касания (аналогично судну, сидящему на камне, при отливе). В тот момент, когда судно всем днищем сядет на кильблоки, реакция кормового кильблока достигнет максимального значения. В этот же момент в наибольшей степени уменьшится остойчивость судна. Если начальная остойчивость станет отрицательной, судно получит крен и может соскочить с кильблока, что приведет к аварии. Поэтому перед постановкой в док необходимо убедиться, что остойчивость судна достаточна.
В док ставят как неповрежденное, так и аварийное судно. В первом случае расчеты ведутся по номограммам для неповрежденного судна, во втором – по номограммам для аварийного судна с соответствующим затопленным отсеком.
Предположим, что док не имеет дифферента. Тогда и судно в тот момент, когда оно всем корпусом сядет на кильблоки, не будет иметь дифферента, и его осадка носом будет равна осадке кормой. При этом на пятку ахтерштевня снизу вверх будет действовать реакция кильблока R. Под действием всех сил (силы веса D, силы поддержания gVг и реакции кильблока R) судно должно находиться в равновесии. Поэтому сумма всех сил и сумма моментов всех сил (относительно произвольной точки) должны равняться нулю. D – gVг – R = 0, MD + MgVг = 0
Откуда R = D - gVг.
Моменты можно подсчитать по формулам :
MD=D(L/2+Xg) и MgVг=- gVг(L/2+Xcг)
Необходимо определить осадку судна в момент касания всем днищем кильблоков, реакцию кормового кильблока и остойчивость судна в этот момент.
Пример. В док ставится судно порожним, у которого: водоизмещение М=3827 т; D=37543 кН; абсцисса ЦТ Xg=-4.71 м; аппликата ЦТ Zg=7.33 м; осадка носом Тн=2.92 м; осадка кормой Тк=5.74 м; дифферент D=-2.82 м; МЦВ ho=0.51 м.
Подсчитаем момент от силы веса (он будет постоянным при любой осадке) MD = D (L/2+Xg) = 37543 (96.4/2-4.71) = 1.63 106 кНм Так как в момент касания судном килевой дорожки осадка носом будет равна осадке кормой (хотя мы пока ее не знаем), то для определения момента от силы поддержания MgVг поступим следующим образом: зададимся рядом осадок и по гидростатическим кривым найдем массу вытесненной воды М и отстояние ее центра тяжести от миделя – Xc. Момент силы поддержания MgVг относительно пятки ахтерштевня найдем по формуле Результаты расчета сводятся в таблицу.
Проведя на том же рисунке прямую MD=1.63 106 кНм по точке ее пересечения с линией MgVг, найдем искомую осадку: Т=4.1 м. При этой осадке gVг=3.4 104 кН и Xc = - 0.23 м. Максимальная реакция кормового кильблока будет R=D-gVг=3.75 104-3.4 104=3500 кН Проверим остойчивость судна в этот момент.
Написав сумму моментов всех сил относительно точки А, получим выражение для восстанавливающего момента при малых углах крена:
Mq = gVг Zm Sinq - D Zg Sinq = (gVг Zm - D Zg) Sinq,
По гидростатическим кривым при Т = 4.1 м находим Zm = 7.27 м. Тогда gVг Zm - D Zg=3.4 104 7.27 – 3.75 104 7.33=-27,7 103 кНм <0
Следовательно, в момент касания судном килевой дорожки у него будет отрицательная начальная остойчивость. В таком состоянии судно доковать нельзя. Действие на пятку ахтерштевня силы R=3500 кН равносильно снятию с судна груза весом R с пятки ахтерштевня. Проделаем эту операцию и рассчитаем диаграмму статической остойчивости. Масса снимаемого груза mг=R/g=357 т. Его координаты – x=-48.2 м, z=0. Тогда: Из полученной диаграммы статической остойчивости при заведении судна в док и в момент касания днищем судна килевой дорожки видно, что в этот момент у судна отрицательна не только начальная остойчивость, но и остойчивость на больших углах крена – вся ДСО проходит ниже оси абсцисс. В процессе докования судно начнет крениться и при достижении крена примерно в 55град. - опрокинется. Необходимо уменьшить дифферент или повысить остойчивость (или и то и другое вместе).
Удифферентовка судна при постановке в док
Так как при постановке в док судна порожним отсутствуют грузы для создания дифферентующего момента, примем жидкий балласт. Наибольший дифферентующий момент даст балласт в диптанке. Однако его центр тяжести расположен высоко, и это отрицательно скажется на остойчивости. Попробуем принять балласт в форпик (ДТ1), а также в цистерны (3+4) и (5+6).
Общее количество балласта Smi = 312.1 т, его статические моменты Smxi = 7583.9 тм, Smzi = 732.6 тм. По номограмме посадки находим Тн2 = 3.95 м, Тк2 = 5.30 м и дифферент D = -1.35 м (дифферент уменьшился почти на полтора метра). Подсчитаем момент от силы веса
MD2=D2(L/2+Xg2)=4139.1 9.81 (46.2-2.52)=1.85 106 кНм
Проводим на прямую MD2 и получаем осадку Т2 = 4.5 м, а также Xc2 = -0.3 м и gV2г = 3.83 104 кН. При этой осадке Zm2 = 7.26 м. Тогда реакция кильблока будет R2=D2-gV2г=4,06 104-3.83 104=2300 кН gV2г Zm2 – D2 Zg2=27.81 104-28.22 104= -4.1 103 кНм <0
К сожалению, и теперь начальная остойчивость отрицательна, хотя дифферент уже приемлем. Из диаграммы статической остойчивости судна в этом случае видно, что в момент касания днищем судна килевой дорожки оно будет иметь крен в 14град.. Это также недопустимо.
Примем дополнительно балласт в цистерны (7+8). Проведя аналогичные расчеты, получим М3 = 4226.5 т; Xg3 = -2.32 м; Zg3=6.83 м; Тн3=4.0 м; Тк3=5.35 м; D3=-3.35 м; MD3=1.9 106 кНм; Т3=4.6 м; Xc3 = -0.35 м; gV3г = 3.98 104 кН; Zm3 = 7.262 м; R3 = 1662кН. gV3г Zm3 – D3 Zg3 = 28.90 104 - 28.32 104 = 5.8 103 кНм >0
Теперь начальная остойчивость судна в момент касания кильблоков положительна, и судно в таком состоянии можно доковать. Давление на кормовой кильблок снизилось более чем в два раза. Диаграмма статической остойчивости вполне удовлетворительна. ...........................................Скачивайте полную версию.....
|
Категория: Лекции | Добавил: vel-master
|
Просмотров: 5523 | Загрузок: 676
| Рейтинг: 5.0/1 |
| |
| | |
|
|