Четверг, 02.05.2024, 08:52
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
Конвенции и резолюции [18]
другие документы [16]
Лекции [15]

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 427

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Морское право » другие документы

Шпоры к экзамену по дисциплине "Морское право"
[ · Скачать удаленно (168.49 Kb) ] 21.12.2009, 15:35



Вопросы к шпорам здесь:ВОПРОСЫ
Пример шпор:

1 Источники морского права. Основные международные конвенции и законодательство РФ в области  Морского права.

Морское право (МП) – совокупность и система норм, регулирующих использования и исследования пространств Мирового океана и его ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Мировым океаном. В реальной действительности существует:

Международное морское право (ММП) (публичное и частное) И Внутригосударственное право.

Публичное ММП – сфера общих государственных интересов. Оно устанавливает правовые нормы для: режима использования морских пространств; предотвращения загрязнения среды; оказания помощи на море и другие. Определяет права и обязанности капитана судна, понятие морского судна, вопросы его безопасности и охраны окружающей среды и т. п.

Частное ММП - для участников, которые не имеют никакой власти. Однако их договоры, акты имеют юридическое значение, защищаются судом, признаются и проводятся государством как его собственное веление.

Основные законы (Конституции) многих государств, в том числе и Российской Федерации (РФ) устанавливают примат международного права над нормами внутригосударственного права.

Конституция РФ - п. 4 ст. 15: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то принимаются правила международного договора».

На практике происходит процесс слияния норм международного морского права с внутригосударственным морским правом прибрежных государств. Имплементация международного права – его реализация через трансформацию норм МП в нормы внутригосударственного права.

Объекты ММП – те отношения, которые не регулируются и не могут регулироваться внутригосударственным правом, поскольку их субъекты не подвластны какому-либо государству.
Субъекты ММП – государства, государственные объединения (ЕС), международные организации и другие международные институты (ООН, ИМО, НАФО и др.).

Норма права – юридически обязательное правило поведения предусмотренных им адресатов.

Отличие международных норм от внутригосударственных то, что они устанавливаются по взаимному согласованию субъектов.

Нормы по характеру воздействия могут быть: императивными (повелительные) и диспозитивные (договорные). В международном праве, в соответствии со ст. 13 Устава ООН – преимущественную силу имеют нормы Устава ООН.

Источники морского права.

международный обычай и международный договор.

Определение понятия международного обычая даётся в п.1 ст.38 Статуса Международного суда ООН. При рассмотрении дел кроме договорных норм применяется «международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Разделяют общепризнанные и локальные международные обычаи. Международный договор может носить различные названия – конвенция, пакт и др., однако это все равно договор.

Международный договор может быть двух и многосторонним, открытым для присоединения к нему других субъектов международного права и т.п.

Подписание договора – парафирование, одобрение Федеральным собранием - Государственной Думой РФ – ратификация.

Вступление в действие международного договора может произойти: с момента опубликования или со срока (даты), указанной в тексте самого договора или по истечении определенного срока, указанного в тексте договора или после того, когда он будет ратифицирован большинством государств (субъектов) его подписавших и т.п. Однако п.3 ст.15 Конституции РФ обязывает публиковать все международные договора, ратифицированные РФ.

Перечень основных международных договоров в области мореплавания, участницей которых является Российская Федерация (конвенции ИМО)

Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г.

Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. (изм. Протоколом 1988 г.).

Международная конвенция по обмеру судов 1969 г.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г.

Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов

1973 г. (изм. Протоколом 1978 г.).

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море

1974 г. (изм. Протоколами 1978 и 1988 гг.).

Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. (изм. Протоколом 1996 г.).

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (с поправками 1995 г.).

Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.

Кодекс охраны судов и портовых средств – с 1 июля 2004г.

Конвенции ООН - Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

К источникам морского права в РФ относятся:

Основной Закон – Конституция РФ;

Конституционные федеральные законы;

Федеральные Законы (Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) – 1999 г., Водный кодекс –2006 г., закон о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ – 1998 г. и др.)

Указы Президента РФ.

Подзаконные акты (постановления Правительства РФ, приказы министров и т.п.)

Главный принцип в этой иерархии – ни один нижестоящий нормативно-правовой акт не должен противоречить вышестоящему. А внутреннее законодательство не должно расходится с нормами международных договоров принятых РФ.

2 Основные понятия КТМ РФ (торговое мореплавание, судно, государственное управление и надзор, порты, морская администрация портов).

Понятие торгового мореплавания

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

Судно Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Государственное управление в области торгового мореплавания

1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с промыслом водных биологических ресурсов.

4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением трасс Северного морского пути, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

Навигационно-гидрографическое обеспечение на трассах Северного морского пути осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 26.05.2001 N 59-ФЗ)

Государственный надзор за торговым мореплаванием

1. Государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет государственный надзор за:

соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;

охраной человеческой жизни на море;

дипломированием членов экипажей судов, за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;

государственной регистрацией судов и прав на них;

лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах;

спасательной службой и взаимодействием ее с другими спасательными службами;

состоянием морских путей;

обеспечением защиты морской среды.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства осуществляет государственный надзор за:

соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в отношении судов рыбопромыслового флота;

охраной человеческой жизни на море;

дипломированием членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;

государственной регистрацией судов рыбопромыслового флота и прав на них;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ.

4. Государственный надзор за спортивными и прогулочными судами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

. Морские порты. Портовые власти (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)

1. Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

2. Под портовыми властями понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

3. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом


Категория: другие документы | Добавил: vel-master
Просмотров: 4187 | Загрузок: 775 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024