Длинастекловолокнистогожгута,соединяющегоприборы 52 и
54, м - 2
2. Состав комплекта компаса КМ 145 – С8 и назначение приборов.
Основной прибор
(прибор 52) служит для определения курса
судна и выработки сигнала дистанционной передачи. Он состоит из датчика
курса
и компенсаторов девиации (рис. 2). Его устанавливаютнаверхнеммостике судна.
центральный прибор
(прибор 50) усиливает и преобразует сигнал
дистанционной передачи, поступающей от датчика курса. Его устанавливаютвходовойрубке.
Регулировочное
устройство (прибор 3) предназначено для
регули ровкисилы токавобмоткахкомпенсатораэлектромагнитнойдевиации. Егоустанавливают в ходовой рубке.
Приборы питания
(прибор ЗА, прибор ЗБ) вырабатывают на пряжения,
необходимые для питания электрической схемы компаса. Их устанавливают в
ходовой рубке.
Оптический репитер (прибор 54) служит для дублирования
показаний датчика курса на оптическом экране, установленном в ходовой
рубке.
Считывать курс судна на экране оптического репитера можно одновременно
нескольким лицам.
Дистанционная электрическая передача магнитного компаса КМ-145-8
обеспечивает подключение репитеров гирокомпасного типа. На оптическом
репитере
изображается сектор картушки, равный 30°.
Электрическая схема компаса рассчитана на
подключение ее к
судовой сети напряжением 220 В, частотой 50 Гц. Компенсаторы
электромагнитной
девиации подсоединяют к специальной линии постоянного тока напряжением
220 В.
Имеется аварийный режим питания постоянным током (напряжением 27 В),
при этом
обеспечиваются только подсветка картушки датчика курса и работа
оптического
репитера.
Датчик
курса магнитного компаса КМ -145-8 заполнен жидкостью
ПМС-5, которая обеспечивает нормальную работу прибора при температуре(—55)—(+65) °С,
3. Функциональная схема магнитного компаса КМ 145 – С .
Основным элементом
компаса является картушка — магнитный
чувствительный элемент (МЧЭ), обеспечивающий непосредственное и
дистанционное
курсоуказание. Магнитный чувствительный элемент представляет собой
систему
магнитов, закрепленных на поплавке. Реакция поддерживающей жидкости
уравновешивает действие веса картушки, что создает эффект невесомости и
снижает
трение в опоре. Круговая шкала картушки дает возможность считывать курс
судна
непосредственно.
4. Конструкция приборов комплекта магнитного компаса КМ 145 – С
.
Конструктивно прибор
52 представляет собой нактоуз 4 (рис. 4,
а), сверху закрываемый колпаком 19 (рис. 5.6, б). В верхней части 9
нактоуза
располагаются: датчик курса 7, компенсатор 8 электромагнитной девиации и
осветитель 6.
При пеленговании отвертывают винты 5, кронштейн с
осветителем откидывается вниз. В осветителе применена галогенная лампа. В
средней части нактоуза (внутри) размещен компенсатор 11 полукруговой и
креновой девиации, который имеет три пары поворотных маг нитов
(продольные,
поперечные и вертикальные). Ручки 14 управления магнитами выведены в
сторону
окна 12 в нактоузе. Под поворотными магнитами, предназначенными для
точной
компенсации, находятся также дополнительные продольные, поперечные и
вертикальные магниты 13 для грубого уничтожения полукруговой и креновой
девиации. В трубе 3 есть объектив 2, фокусирующий изображение картушки
на
входной торец светопровода, ввинчиваемого в нижнюю часть трубы. Патрон 1
влагопоглотителя предотвращает запотевание поверхности объектива и
светопровода.
С наружной стороны нактоуза крепятся: компенсаторы 18
четвертной девиации, компенсаторы 17 широтной девиации и пульт 10. На
пульте
расположены: переключатель «Сеть» 16 (для включения узла подсветки
картушки),
переключатель «Репитер» 15 (для включения осветителя 6), потенциометр
«Подсветка» 20 (для регулировки освещенности картушки).
Датчик 7 курса является
главным узлом основного прибора (прибора
52). Он представляет собой (рис. 5) заполненный жидкостью, герметичный
корпус
2, закрытый сверху и снизу стеклами 5. Груз 13 позволяет сохранять
отвесное
положение корпуса датчика при качке. На грузе закреплен индукционный
датчик 1,
вырабатывающий сигнал для дистанционной передачи курса. На верхнем
стекле для
освещения картушки расположен узел подсветки 7. Внутри корпуса имеется
экран 4,
за которым находится эластичный компенсатор 3, заполненный воздухом. В
нижней
части корпуса закреплен подпятник 9, на который опирается шпилька 8 МЧЭ
6.
Основой
МЧЭ является магнитная система, состоящая из шести
постоянных магнитов (стрелок) 12. Материалом для стрелок служит
магнитный
сплав, который после намагничивания длительное время сохраняет без
изменения
магнитный момент.
В корпусе датчика курса имеются два отверстия, закрытые
пробками. Через одно отверстие заливают жидкость, а в другом расположен
клапан, предназначенный для дополнительного ввода жидкости в случае
необходимости.
Датчик курса устанавливается в кардановом подвесе 11 в
верхней части нактоуза. Для отсчета курса судна чувствительный элемент 6
имеет
круговую шкалу (картушку) 10 и курсовую черту, расположенную в
диаметральной
плоскости судна.
5. Схема дистанционной передачи КМ 145 – С .
В основу дистанционной
оптической передачи курса положена
проекционнаясистема,состоящаяизпередающейиприемнойчастей.
Изображение картушки
от датчика курса через световод передается
на экран оптического репитера. Дистанционная электрическая передача
показаний
курса основана на применении индукционного датчика, который состоит из
двух
ортогонально расположенных феррозондов, закрепленных на грузе 13
датчикакурса.