Аппарель
– перекидывающийся (опускаемый) с судна на причал металлический мост в районе
открывающихся ворот в корме (или носу) судна с горизонтальным способом
грузообработки, по которому вкатываются или выкатываются грузы и колесная
техника.
Арка
буксирная – приспособления, устанавливаемые в кормовой части буксирного судна и
предназначенные для поддержания буксирного каната на необходимой высоте с целью
защиты людей и судовых конструкций от повреждений этим канатом.
Ахтерштевень
– особо прочная конструкция (отливка или поковка) в кормовой оконечности судна
в виде балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются киль, бортовая
обшивка и набор корпуса судна в корме. Является также опорой гребного вала и
руля.
Бакштаг
– снасть стоячего такилажа, идущая от мачты, стеньги шлюпбалкии др. к бортам
назад и служащяя для крепления рангоута в определенном месте.
Балка
бракетного флора верхняя – поперечная балка, идущая под настилом второго дна,
которая вместе с аналогичной нижней балкой и соединяющими их бракетами образует
бракетный флор.
Балки
набора борта: поперечные балки – шпангоуты; продольные балки - продольные ребра
жесткости, бортовые стрингеры.
Балки
набора главного направления – балка, служащая опорой для длинной стороны
контура пластины обшивки или настила.
Балки
набора днища - судно без двойного дна: поперечные балки - вертикальный киль,
днищевые стрингеры, бортовые стрингеры; продольные балки – флоры; судно с
двойным дном: поперечная система набора: поперечные балки - флоры; продольные
балки - вертикальный киль, днищевые стрингеры, крайние междудонные листы;
продольная система набора: поперечные балки – флоры в виде рамных перекрестных
связей; продольные балки – вертикальный киль, днищевые стрингеры, крайние
междудонные листы, ребра жесткости.
Балки
набора палубы: - поперечные балки –
бимсы; продольные балки – карлингсы.
Балки
набора переборки – вертикальная стойка или горизонтальная балка набора
составного (сварного) или катанного профиля, входящая в набор переборки корпуса
судна.
Баллер
руля (поворотной насадки) – вал неподвижно соединенный с пером руля или
насадкой служащий для поворота руля (насадки) и передачи на корпус судна силы и
момента, возникающих на пере руля.
Башмак
шпора стрелы - приваренный к мачте (грузовой полумачте) корпус подшипника, в
который вставляется вертлюг, соединенный с вилкой шпора стрелы. Узел
обеспечивает крепления шпора стрелы и возможность поворота её в горизонтальной
и вертикальной плоскостях.
шпора
стрелы.
Бейфут
– шакнирное устройство для крепления рея на мачте, позволяющее поворачиваться
ему в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Обычно состоит из обойм,
открывающих рей и мачту, и шарнира между обоймами. У подвижных реев (парусные
суда) обойма мачты может скользить по ней вверх и вниз.
Бизань
мачта – последняя, считая от носа, мачтасудна, имеющего три и более мачт.
Бимс
– поперечная балка палубного перекрытия или платформы судна.
Бимс
рамный – бимс увеличенных размеров. При продольной системе набора палубы все
бимсы – рамные.
Битенг
буксирный – Буксирный кнехт с крестовиной, предназначенный для крепления
буксирного каната.
Битенг
буксирный – Буксирный кнехт с крестовиной, предназначенный для крепления
буксирного каната.
Блок
отводной (направляющий) – блок. Служащий для отвода канатов или тросов при
отводе их на лебедку или брашпиль.
Блок
отводной (направляющий) – блок. Служащий для отвода канатов или тросов при
отводе их на лебедку или брашпиль.
Блок
топенанта – Одношкивный блок закрепленный на мачте (грузовой полумачте) с
помощью обуха топенанта и служащий для регулирования угла наклона грузовой
стрелы.
Борт
двойной – борт судна, сформированный двумя обшивками: наружной и внутренней
(продольной переборкой) с общим набором между ними. Двойной борт образует
бортовые цистерны.
Бракета
– листовая деталь прямоугольной или близкой к прямоугольной формы,
предназначенная для соединения набора корпуса судна и присоединения его к
обшивке или настилу судна.
Брашпиль
– якорный механизм с собсвенным приводом, имеющий одну или две звездочки с
горизонтальной осью вращения.
Брештук
– треугольный или трапециевидный горизонтальный лист, соединяющий форштевень
или ахтерштевень с бортовым набором, палубой и наружной обшивкой корпуса судна.
Бридель
– цепь идущая от «метрового якоря». На котором стоит судно. Бридель лежит на
дне, а место его нахождения указывается буйком, или ходовой конец его
укрепляется на бочку. Назначение бочки в этом случае – поддерживать конец
бриделя у поверхности воды.
Брус
привальный - конструкция, устанавливаемая снаружи вдоль борта судна для
предохранения бортового перекрытия от повреждений при швартовке.
Бугель
– Кольцо надетое на мачту или грузовую стрелу для крепления их или к ним.
Различают: бугель бейфута – бугель на середине длинны рея, бугель ноковый – на
ноке, конце рангоута. Бугель может быть на голове деревянных свай, где
предохраняет их ит размачивания при ударах бойка.
Бушприт
– приспособление в носу судна, предназначенное для отдачи штоковых якорей.
Представляет собой конусообразный деревянный брус, толстый конец которого
(шпор) длинной не менее 1/3 закрепляется на корпусе судна, а 2/3 выступающая в
ДП за форштевень. Гнездо в битенге, в которое упирается в бушприт называется
степс бушприта.
Бушприт
– приспособление в носу судна, предназначенное для отдачи штоковых якорей.
Представляет собой конусообразный деревянный брус, толстый конец которого
(шпор) длинной не менее 1/3 закрепляется на корпусе судна, а 2/3 выступающая в
ДП за форштевень. Гнездо в битенге, в которое упирается в бушприт называется
степс бушприта.
Ванты
– Тросы стоячего такилажа.при помощи которых крепят мачту с боков, т.е. от топа
к бортам. Ванты могут быть из стальных или растительных тросов, натяжение их
обеспечивается внизу с помощью талрепов, которые крепятся на бортах судна к
обухам. Между вантами ввязываются тонкие смолёные тросы или прутки, вместо
ступеней для подъема на мачту. Их называют выбленками.
Ватервейс
– желоб на открытой палубе вдоль ее кромки между крайним брусом деревянного
настила и листами бортовой обшивки, предназначенный для стока воды с палубы
через установленные в ватервейсе шпигаты, переходящие в вертикальные спускные
трубы. Так же называют утолщенный деревянный брус. Приваренную к палубе
металлическую полосу или угольник, которые ограничивают ширину этого желоба,
называют полоса (угольник) ватервейса.
Веретено
якоря – Стальной стержень, в верхней части которого крепися скоба, для
соединения якоря с якорной цепью,а в нижне части – головная часть якоря – рога
и лапы.
Вертлюг
– Поворотное звено, устанавливаемое между двумя элементами или грузлами
механизма позволяющее одному из них вращаться, например, вертлюг шпора грузовой
стрелы. Вертлюг включается в якорную цепь, в грузовой шкентель перед гаком и
т.п. с целью исключения скручивания цепи или троса.
Вещи
дельные(оборудование копуса) – изготовляемые отдельно литые, кованные или
сварные части судна и отдельные от конструкции, не входящие в состав набора
корпуса, но выполняющие функции его оборудования, необходимого для нормальной
эксплуатации судна. К дельным вещам относят: кнехты, киповые планки, клюзы,
иллюминаторы, световые люки, крышки сходных люков и горловин, двери, трапыи т.п.
Вилка
шпоры стрелы – деталь, которой заканчивается шпор грузовой стрелы. Соединение
вилки шпора стрелы с вертлюгом, закрепленным в башпаке шпора на мачте или
грузовой полумачте дает изменять угол установки стрелы в вертикальной
плоскости.
Второе
дно – настил из листов с прикрепленными снизу подкрепляющими балками набора,
установленный на флорах, киле и днищевых стрингерах судна.
Выгородка
– вертикальная или наклонная стенка с набором или без него, разделяющая
помещения внутри отсека судна.
Выкружка
наружной обшивки – изогнутый лист наружной обшивки корпуса судна в районе
выхода гребного вала.
Выстрел
– рангоутное дерево, укрепленное одним концом (пяткой) в бейфуте на борту
судна. Нок его удерживается тремя частями: сверху топенантом, спереди – брасом,
с кормы – бурундуком. Выстреливается (устанавливается) обычногоризонтально,
перпендикулярно к ДП суднаслужит для
крепления шлюпки и посадки (высадки) людей при стооянке судна на якоре.
Вьюшка
– механизм, предназначенный для навивки и хранения швартового каната
Гак
– стальной кованный крюк, применяемый на судах для крепления троссов и цепей в
различных судовых устройствах
Гак
буксирный - приспособление, установленное на буксирных судах и предназначенное
для крепления и отдачи буксирного каната. Может быть открытым, состоящим из
крюка и обоймы, илиоткидным, с
откидывающимся крюком для быстрой отдачи буксирного каната.
Гак
грузовой – стальной крюк, предназначенный для подъема груза.
Гафель
– 1. Рей, установленный наклонно в верхней части мачты с её задней стороны,
который служит для крепления верхней кромки косого четырёхугольного паруса
(триселя). 2. Элемент рангоута судна, установленный наклонно в диаметральной
плоскости на грот-мачте и служащий для несения государственного флага.
Гик
– часть рангоута парусного судна, представляющая собой горизонтально
расположенный брус (бревно) , подвижно закрепленный носовым концом позади мачты
в нижней её части, а другим, свободным концом (ноком)направленный к корме.
Служит для растягивания нижнеи нижней кромки (шкаторины) косого паруса –
триселя.
Гини
– самые большие тали, служащие для подъема тяжестей. Отличаются от обычных
талей размерами блоков и толщиной лопаря. Основываются, как правило, между
двумя трехшкивными блоками.
Глаголб
гак – откидной «г» образный гак, удерживаемый в рабочем положении особым звеном
цепи, благодаря чему он может быть откинут, даже если трос или цепь натянуты
втугую.
Голубница
– полукруглый вырез (радиусом 20 ÷30 мм) стенки проницаемых флоров (стрингеров)
по кромкам их, примыкающим к обшивке днища или настилу второго дна, для
свободного прохода жидкости и воздуха при наливе (сливе) цистерн.
Горловина
судовая – отверстие в палубе, переборке,настиле второго дна или другой
корпусной конструкции, оконтованное приварышем или комингсом, закрываемое
крышкой, обычно на шпильках, и обеспечивающее доступ в редко посещаемые
помещения. Может быть: крушлая, овальная, нефтенепроницаемоя, обыкновенная или
потайная, крышка которая закрыта специальным уравнительным листом заподлицо с
настилом или полотном судовой конструкции.
Грот
мачта – вторая мачта, считая от носа судна. На парусниках - средняя из трех
мачт. При двух мачтах – более высокая. Если на судне только одна мачта она тоже
называется грот-мачта. При четырех и более мачтах – грот-мачт несколько: первый
грот, второй грот и т.д.
Дверь
судовая – дверь устанавливаемая на судне и служащяя для закрывания проходов
между смежными помещениями или помещениями и открытыми частями судна.
Расположенными на одном уровне. В зависимости от конструкции и назначения двери
могут быть: наружная или внутренняя, проницаемая, брызгонепроницаемая или
водогазонипроницаемая: непроницаемая под напором или при воздействии моря:
клинкетная горизонтальная или вертикальная: противопожарная огнестоийкая или
огнезадерживающая и др.
Дейдвудная
труба – труба в корпусе судна, через которую проходит гребной вал.
Дефлектор
вентиляционный – воздуховытяжное устройство, предназначенное для усиления тяги
за счет воздействия ветра.
Доски траловые
распорные - один из элементов тралового вооружения, пред ставляющие
собой плоские овальные или прямоугольные металлические или компо зитные
конструкции, включенные между ваером и кабелем с углом атаки по отноше нию к
набегающему потоку и предназначенное для удержания устья трала в раскрытом
состоянии по горизонтали. Площадь траловых досок, в зависимости от размеров
Дуга буксирная –
приспособление предназначенное для подвижного крепления буксирного гака и
передачи воспринимаемых гаком усилий на судовые конструкции.
Жилет спасательный -
надевается гребцами спасательных шлюпок; служит также индивидуальным
спасательным средством на судах,
наряду со спасательными кругами, нагрудниками (поясами), костюмами
,комбинезонами и др.
Заделка
корпуса судна – листовая деталь, предназначенная для заделки вырезов в
непроницаемых конструкциях корпуса судна, через которые проходит набор судна.
Закрытие люковое -
закрытие прочное и водонепроницаемое, а в случае люков рефрижераторных трюмов и
изолированное, препятствующее поступлению тепла в грузовые помещения- Известно
большое число различных конструкций закрытий. На промысловых судах - снимаемые
грузовыми стрелами или кранами
цельные металлические крышки- на транспортных - механизированные закрытия створчатые, секционные. наматывающиеся
и др., оснащенные механическими или гидравлическимиприводами.
Зашивка
– покрытие внутренней стороны стенок судовых помещений, образованных корпусными
конструкциями или специальными выгородками на металлическом или деревянном
каркасе (обрешетнике), специальными листами конструкционного, изоляционного и
отделочного материалов с целью придания помещению хорошего вида.
Звездочка
брашпиля ( шпиля ), цепная звездочка - рабочий элемент якорного механизма,
представляющий собой массивный шкив с фигурной поверхностью вы полненной по
форме звеньев якорной цепи так. что при вращении грузового вала и соединенной с
ним звездочки цепь плотно прилегает к ней и не может пробуксовывать.
Звено якорной цепи
концевое, концевое звено - звено, предназначенное для соединения якорной
цепи с концевой скобой или с гаком устройства для крепления и отдачикоренного конца якорной цепи.
Звено якорной цепи общее, общее звено - звено якорной цепи, калибр которого
является основным для ее комплектации.
Звено якорной цепи соединительное-
разъемное звено якорной цепи для
соединения ее смычек.