Среда, 25.12.2024, 19:48
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
ТУС [6]
Теория и устройство судна
Морские документы [7]

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 428

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Разное » ТУС

Термины по теории и устройству судна. от А до З


Аппарель – перекидывающийся (опускаемый) с судна на причал металлический мост в районе открывающихся ворот в корме (или носу) судна с горизонтальным способом грузообработки, по которому вкатываются или выкатываются грузы и колесная техника.

Арка буксирная – приспособления, устанавливаемые в кормовой части буксирного судна и предназначенные для поддержания буксирного каната на необходимой высоте с целью защиты людей и судовых конструкций от повреждений этим канатом.

Ахтерштевень – особо прочная конструкция (отливка или поковка) в кормовой оконечности судна в виде балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются киль, бортовая обшивка и набор корпуса судна в корме. Является также опорой гребного вала и руля.

Бакштаг – снасть стоячего такилажа, идущая от мачты, стеньги шлюпбалкии др. к бортам назад и служащяя для крепления рангоута в определенном месте.

Балка бракетного флора верхняя – поперечная балка, идущая под настилом второго дна, которая вместе с аналогичной нижней балкой и соединяющими их бракетами образует бракетный флор.

Балки набора борта: поперечные балки – шпангоуты; продольные балки - продольные ребра жесткости, бортовые стрингеры.

Балки набора главного направления – балка, служащая опорой для длинной стороны контура пластины обшивки или настила.

Балки набора днища - судно без двойного дна: поперечные балки - вертикальный киль, днищевые стрингеры, бортовые стрингеры; продольные балки – флоры; судно с двойным дном: поперечная система набора: поперечные балки - флоры; продольные балки - вертикальный киль, днищевые стрингеры, крайние междудонные листы; продольная система набора: поперечные балки – флоры в виде рамных перекрестных связей; продольные балки – вертикальный киль, днищевые стрингеры, крайние междудонные листы, ребра жесткости.

Балки набора палубы: -  поперечные балки – бимсы; продольные балки – карлингсы.

Балки набора переборки – вертикальная стойка или горизонтальная балка набора составного (сварного) или катанного профиля, входящая в набор переборки корпуса судна.

Баллер руля (поворотной насадки) – вал неподвижно соединенный с пером руля или насадкой служащий для поворота руля (насадки) и передачи на корпус судна силы и момента, возникающих на пере руля.

Башмак шпора стрелы - приваренный к мачте (грузовой полумачте) корпус подшипника, в который вставляется вертлюг, соединенный с вилкой шпора стрелы. Узел обеспечивает крепления шпора стрелы и возможность поворота её в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

шпора стрелы.

Бейфут – шакнирное устройство для крепления рея на мачте, позволяющее поворачиваться ему в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Обычно состоит из обойм, открывающих рей и мачту, и шарнира между обоймами. У подвижных реев (парусные суда) обойма мачты может скользить по ней вверх и вниз.

Бизань мачта – последняя, считая от носа, мачтасудна, имеющего три и более мачт.

Бимс – поперечная балка палубного перекрытия или платформы судна.

Бимс рамный – бимс увеличенных размеров. При продольной системе набора палубы все бимсы – рамные.

Битенг буксирный – Буксирный кнехт с крестовиной, предназначенный для крепления буксирного каната.

Битенг буксирный – Буксирный кнехт с крестовиной, предназначенный для крепления буксирного каната.

Блок отводной (направляющий) – блок. Служащий для отвода канатов или тросов при отводе их на лебедку или брашпиль.

Блок отводной (направляющий) – блок. Служащий для отвода канатов или тросов при отводе их на лебедку или брашпиль.

Блок топенанта – Одношкивный блок закрепленный на мачте (грузовой полумачте) с помощью обуха топенанта и служащий для регулирования угла наклона грузовой стрелы.

Борт двойной – борт судна, сформированный двумя обшивками: наружной и внутренней (продольной переборкой) с общим набором между ними. Двойной борт образует бортовые цистерны.

Бракета – листовая деталь прямоугольной или близкой к прямоугольной формы, предназначенная для соединения набора корпуса судна и присоединения его к обшивке или настилу судна.

Брашпиль – якорный механизм с собсвенным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения.

Брештук – треугольный или трапециевидный горизонтальный лист, соединяющий форштевень или ахтерштевень с бортовым набором, палубой и наружной обшивкой корпуса судна.

Бридель – цепь идущая от «метрового якоря». На котором стоит судно. Бридель лежит на дне, а место его нахождения указывается буйком, или ходовой конец его укрепляется на бочку. Назначение бочки в этом случае – поддерживать конец бриделя у поверхности воды.

Брус привальный - конструкция, устанавливаемая снаружи вдоль борта судна для предохранения бортового перекрытия от повреждений при швартовке.

Бугель – Кольцо надетое на мачту или грузовую стрелу для крепления их или к ним. Различают: бугель бейфута – бугель на середине длинны рея, бугель ноковый – на ноке, конце рангоута. Бугель может быть на голове деревянных свай, где предохраняет их ит размачивания при ударах бойка.

Бушприт – приспособление в носу судна, предназначенное для отдачи штоковых якорей. Представляет собой конусообразный деревянный брус, толстый конец которого (шпор) длинной не менее 1/3 закрепляется на корпусе судна, а 2/3 выступающая в ДП за форштевень. Гнездо в битенге, в которое упирается в бушприт называется степс бушприта.

Бушприт – приспособление в носу судна, предназначенное для отдачи штоковых якорей. Представляет собой конусообразный деревянный брус, толстый конец которого (шпор) длинной не менее 1/3 закрепляется на корпусе судна, а 2/3 выступающая в ДП за форштевень. Гнездо в битенге, в которое упирается в бушприт называется степс бушприта.

Ванты – Тросы стоячего такилажа.при помощи которых крепят мачту с боков, т.е. от топа к бортам. Ванты могут быть из стальных или растительных тросов, натяжение их обеспечивается внизу с помощью талрепов, которые крепятся на бортах судна к обухам. Между вантами ввязываются тонкие смолёные тросы или прутки, вместо ступеней для подъема на мачту. Их называют выбленками.

Ватервейс – желоб на открытой палубе вдоль ее кромки между крайним брусом деревянного настила и листами бортовой обшивки, предназначенный для стока воды с палубы через установленные в ватервейсе шпигаты, переходящие в вертикальные спускные трубы. Так же называют утолщенный деревянный брус. Приваренную к палубе металлическую полосу или угольник, которые ограничивают ширину этого желоба, называют полоса (угольник) ватервейса.

Веретено якоря – Стальной стержень, в верхней части которого крепися скоба, для соединения якоря с якорной цепью,а в нижне части – головная часть якоря – рога и лапы.

Вертлюг – Поворотное звено, устанавливаемое между двумя элементами или грузлами механизма позволяющее одному из них вращаться, например, вертлюг шпора грузовой стрелы. Вертлюг включается в якорную цепь, в грузовой шкентель перед гаком и т.п. с целью исключения скручивания цепи или троса.

Вещи дельные(оборудование копуса) – изготовляемые отдельно литые, кованные или сварные части судна и отдельные от конструкции, не входящие в состав набора корпуса, но выполняющие функции его оборудования, необходимого для нормальной эксплуатации судна. К дельным вещам относят: кнехты, киповые планки, клюзы, иллюминаторы, световые люки, крышки сходных люков и горловин, двери, трапы  и т.п.

Вилка шпоры стрелы – деталь, которой заканчивается шпор грузовой стрелы. Соединение вилки шпора стрелы с вертлюгом, закрепленным в башпаке шпора на мачте или грузовой полумачте дает изменять угол установки стрелы в вертикальной плоскости.

Второе дно – настил из листов с прикрепленными снизу подкрепляющими балками набора, установленный на флорах, киле и днищевых стрингерах судна.

Выгородка – вертикальная или наклонная стенка с набором или без него, разделяющая помещения внутри отсека судна.

Выкружка наружной обшивки – изогнутый лист наружной обшивки корпуса судна в районе выхода гребного вала.

Выстрел – рангоутное дерево, укрепленное одним концом (пяткой) в бейфуте на борту судна. Нок его удерживается тремя частями: сверху топенантом, спереди – брасом, с кормы – бурундуком. Выстреливается (устанавливается) обычногоризонтально, перпендикулярно к ДП судна  служит для крепления шлюпки и посадки (высадки) людей при стооянке судна на якоре.

Вьюшка – механизм, предназначенный для навивки и хранения швартового каната

Гак – стальной кованный крюк, применяемый на судах для крепления троссов и цепей в различных судовых устройствах

Гак буксирный - приспособление, установленное на буксирных судах и предназначенное для крепления и отдачи буксирного каната. Может быть открытым, состоящим из крюка и обоймы, или  откидным, с откидывающимся крюком для быстрой отдачи буксирного каната.

Гак грузовой – стальной крюк, предназначенный для подъема груза.

Гафель – 1. Рей, установленный наклонно в верхней части мачты с её задней стороны, который служит для крепления верхней кромки косого четырёхугольного паруса (триселя). 2. Элемент рангоута судна, установленный наклонно в диаметральной плоскости на грот-мачте и служащий для несения государственного флага.

Гик – часть рангоута парусного судна, представляющая собой горизонтально расположенный брус (бревно) , подвижно закрепленный носовым концом позади мачты в нижней её части, а другим, свободным концом (ноком)направленный к корме. Служит для растягивания нижнеи нижней кромки (шкаторины) косого паруса – триселя.

Гини – самые большие тали, служащие для подъема тяжестей. Отличаются от обычных талей размерами блоков и толщиной лопаря. Основываются, как правило, между двумя трехшкивными блоками.

Глаголб гак – откидной «г» образный гак, удерживаемый в рабочем положении особым звеном цепи, благодаря чему он может быть откинут, даже если трос или цепь натянуты втугую.

Голубница – полукруглый вырез (радиусом 20 ÷30 мм) стенки проницаемых флоров (стрингеров) по кромкам их, примыкающим к обшивке днища или настилу второго дна, для свободного прохода жидкости и воздуха при наливе (сливе) цистерн.

Горловина судовая – отверстие в палубе, переборке,настиле второго дна или другой корпусной конструкции, оконтованное приварышем или комингсом, закрываемое крышкой, обычно на шпильках, и обеспечивающее доступ в редко посещаемые помещения. Может быть: крушлая, овальная, нефтенепроницаемоя, обыкновенная или потайная, крышка которая закрыта специальным уравнительным листом заподлицо с настилом или полотном судовой конструкции.

Грот мачта – вторая мачта, считая от носа судна. На парусниках - средняя из трех мачт. При двух мачтах – более высокая. Если на судне только одна мачта она тоже называется грот-мачта. При четырех и более мачтах – грот-мачт несколько: первый грот, второй грот и т.д.

Дверь судовая – дверь устанавливаемая на судне и служащяя для закрывания проходов между смежными помещениями или помещениями и открытыми частями судна. Расположенными на одном уровне. В зависимости от конструкции и назначения двери могут быть: наружная или внутренняя, проницаемая, брызгонепроницаемая или водогазонипроницаемая: непроницаемая под напором или при воздействии моря: клинкетная горизонтальная или вертикальная: противопожарная огнестоийкая или огнезадерживающая и др.

Дейдвудная труба – труба в корпусе судна, через которую проходит гребной вал.

Дефлектор вентиляционный – воздуховытяжное устройство, предназначенное для усиления тяги за счет воздействия ветра.

Доски траловые распорные - один из элементов тралового вооружения, пред ставляющие собой плоские овальные или прямоугольные металлические или компо зитные конструкции, включенные между ваером и кабелем с углом атаки по отноше нию к набегающему потоку и предназначенное для удержания устья трала в раскрытом состоянии по горизонтали. Площадь траловых досок, в зависимости от размеров

Дуга буксирная – приспособление предназначенное для подвижного крепления буксирного гака и передачи воспринимаемых гаком усилий на судовые конструкции.

Жилет спасательный - надевается гребцами спасательных шлюпок; служит также индивидуальным спасательным средством на судах, наряду со спасательными кругами, нагрудниками (поясами), костюмами ,комбинезонами и др.

Заделка корпуса судна – листовая деталь, предназначенная для заделки вырезов в непроницаемых конструкциях корпуса судна, через которые проходит набор судна.

Закрытие люковое - закрытие прочное и водонепроницаемое, а в случае люков рефрижераторных трюмов и изолированное, препятствующее поступлению тепла в грузовые помещения- Известно большое число различных конструкций закрытий. На промысловых судах - снимаемые грузовыми стрелами или кранами цельные металлические крышки- на транспортных - механизированные закрытия створчатые, секционные. наматывающиеся и др., оснащенные механическими или гидравлическими приводами.

Зашивка – покрытие внутренней стороны стенок судовых помещений, образованных корпусными конструкциями или специальными выгородками на металлическом или деревянном каркасе (обрешетнике), специальными листами конструкционного, изоляционного и отделочного материалов с целью придания помещению хорошего вида.

Звездочка брашпиля ( шпиля ), цепная звездочка - рабочий элемент якорного механизма, представляющий собой массивный шкив с фигурной поверхностью вы полненной по форме звеньев якорной цепи так. что при вращении грузового вала и соединенной с ним звездочки цепь плотно прилегает к ней и не может пробуксовывать.

Звено якорной цепи концевое, концевое звено - звено, предназначенное для соединения якорной цепи с концевой скобой или с гаком устройства для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи.

Звено якорной цепи общее, общее звено - звено якорной цепи, калибр которого является основным для ее комплектации.

Звено якорной цепи соединительное- разъемное звено якорной цепи для соединения ее смычек.



Категория: ТУС | Добавил: vel-master (05.07.2009)
Просмотров: 9983 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024