Вторник, 24.12.2024, 20:11
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
Навигация [5]
Математика [0]
Физика [0]
Инфоратика [0]

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 428

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Лекции » Навигация

Графическое счисление или навигационная прокладка.


Графическое счисление или навигационная прокладка - это изобра­жение пути судна на морской навигационной карте графическим спо­собом с учетом курса, скорости судна, времени плавания и влияния внешних условий. Навигационная прокладка бывает предварительная, которая выполняется на картах не менее, чем на сутки перехода впе­ред, и исполнительная,   которая ведется во время плавания.

Навигационная прокладка состоит из графического счисления и обсерваций. Она должна вестись непрерывно с момента выхода судна из порта (снятия с якоря) и до прибытия судна в порт назначения. Наличие на судне современных технических средств судовождения, включая спутниковые, не освобождает от необходимости ведения про­кладки на   бумажной карте.

Основные   требования   к   ведению   навигационной    прокладки    на судах     рыбопромыслового    флота    регламентированы    «Наставлением по   организации    штурманской   службы   на  судах   флота  рыбной про­мышленности (НШСР-86)».

Для   ведения   прокладки используются   штурманские   инструменты: параллельная линейка, транспортир или    штурманский треугольник, циркуль - измеритель, чертежный циркуль, протрактор,  простой каран­даш средней твердости и мягкий ластик. Для выполнения расчетов ре­комендуется использовать микрокалькулятор.


а) Транспортир
      б) Штурманская линейка
      в) Циркуль - измеритель
      г) Протрактор


Прокладочные инструменты необходимо периодически выверять и регулировать. В случаях, если регулировку в судовых условиях выпол­нить нельзя, инструменты следует сдать в ремонт или списать. Внешне­му осмотру и выверке подвергаются циркули, параллельная линейка, транспортир и протрактор.

1.          Проверка измерительного и чертежного циркулей сводится к их внешнему осмотру и опробованию в работе. При этом обращают вни­мание на свободное и плавное движение ножек при их растворе, ост­роту иголок и нахождение их концов на одинаковом уровне. При не­обходимости выполняется регулировка.

2.          Порядок проверки параллельной линейки следующий:

 

-     выявить путем внешнего осмотра линейки и опробования её в работе все дефекты: вмятины и зазубрины на срезах, заедание или чрез­мерный люфт в шарнирах;

-     определить при помощи обычного измерительного щупа зазор между плотно сложенными половинками линейки; если зазор превы­шает допустимый предел 0,3 мм, линейку сдают в ремонт или заме­няют новой;


- проверить ровность нижней плоскости обеих частей линейки, для чего положить её на лист простого стекла или гладко отполи­рованную ровную доску. Просвет между плоскостью линейки и стек­лом или доской не должен превышать 0,3 мм;

- проверить прямолинейность среза инструмента, для чего ли­нейку положить на лист плотной белой бумаги (обратную сторону карты) и прочертить острозаточенным карандашом линию вдоль всего среза линейки; после этого повернуть линейку на 180° и приложить её тем же срезом к прочерченной линии, но уже с другой стороны про­вести линию. Если срез прямолинеен, то обе линии совпадут, в про­тивном случае будет иметь место или просвет, или перекрыш. Для больших линеек величина просвета (перекрыша) не должна состав­лять более 0,5 мм, а для средних не более 0,4 мм. Другой срез ли­нейки на прямолинейность проверяют аналогичным способом;

-       проверить параллельность срезов между собой, для чего по­ложить линейку с небольшим раствором на лист плотной белой бума­ги и острозаточенным карандашом провести линии полностью вдоль верхнего и нижнего срезов; развернуть линейку на 180° и установить её так, чтобы верхний срез совместился с нижней линией, затем под­вести нижний срез к верхней линии и прочертить линию. Если линии совпадут, значит параллельность срезов обеспечивается;

-       проверить параллельность линий, прочерчиваемых вдоль од­ного и того же среза при разных растворах линейки, для чего линей­ку положить на карту под некоторым углом к меридиану и, сдвигая её параллельно самой себе, через небольшие интервалы проводить ли­нии. Затем с помощью транспортира измерить направление линий. Раз­ница при максимальном растворе линейки не должна превышать 0,2°.

3.    Выверка транспортира:

-     проверить концентричность геометрической окружности внеш­него среза дуги транспортира. Это можно сделать по сетке морской карты. Для этого навигационный транспортир располагают так, чтобы его центральный штрих совпал с точкой пересечения меридиана и па­раллели, при этом деление 90° должно совпадать с меридианом. Если деления транспортира 0 и 180° будут находиться на параллели, то транс­портир пригоден к использованию.

4.    Выверка и регулировка протрактора довольно сложна и требует применения специальных инструментов. Поэтому протракторы необ­ходимо ежегодно сдавать для аттестации в специализированные ла­боратории. При выполнении практических занятий по ведению навигационной прокладки необходимо действовать быстро, выполняя следующие правила:


- графическую работу на карте необходимо вести аккуратно с чет­кими надписями курса, моментов времени и отсчетов лага; выполне­ние расчетов на   карте   запрещается;

-  одновременно с работой на карте должен вестись лист расчетов по установленной форме с соблюдением схем расчетов; главное требова­ние к листу расчетов заключается в том, чтобы по нему можно было восстановить прокладку;

-  путь судна должен изображаться более жирной линией по сравне­нию со   вспомогательными   линиями;

-  линии пеленгов не следует проводить полностью, а ограничи­ваться   их   короткими отрезками в   районе   местоположения   судна;

 

-      счислимая точка отмечается коротким поперечным штрихом на линии пути;

-      во избежание порчи   карты   не следует делать наколы циркулем;

-      при нанесении точки на карту с помощью параллельной линейки не   следует параллели   и меридианы проводить   полностью, а   ограни­чиваться их короткими   отрезками   в  районе ожидаемого места судна;

-      время и отсчет лага записываются в виде дроби, которая всегда должна располагаться горизонтально, независимо от направления курса;

 

-    курс по курсоуказателю и поправки курса указываются на или под линией пути с точностью до 0, 1 ;

-    линия пути и вспомогательные линии, остающиеся после поворота на   новый курс, стираются   с карты.


Образцы надписей курса:



надпись курса без учета дрейфа и течения;
надпись пути судна с учетом дрейфа;
надпись пути судна с учетом течения;
надпись пути судна при дрейфе и   течении.

Следует подчеркнуть, что ответственность, внимательность, точность и аккуратность в работе являются основными качествами судоводи­теля. Качества эти не приходят сами собой - их необходимо выраба­тывать в себе на протяжении всей учебы. Навигационная прокладка как  раз  и  является    тем  средством,   которое    позволяет  воспитывать

у будущих судоводителей эти качества. Исправные штурманские инструменты, правильно подобранный и правильно заточенный карандаш, хорошо подобранный ластик, точно выполненные расчеты и четкая графическая работа на карте - показатели профессионализма судоводителя и его любви к профессии. Небрежность в штурманской работе недопустима!
Категория: Навигация | Добавил: vel-master (17.06.2009)
Просмотров: 11037 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 1
1 Анвар  
1
Спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024