Графическое счисление или навигационная прокладка.
Графическое
счисление или навигационная прокладка - это изображение пути судна на морской
навигационной карте графическим способом с учетом курса, скорости судна,
времени плавания и влияния внешних условий. Навигационная прокладка бывает
предварительная, которая выполняется на картах не менее, чем на сутки перехода
вперед, и исполнительная,которая
ведется во время плавания.
Навигационная
прокладка состоит из графического счисления и обсерваций. Она должна вестись
непрерывно с момента выхода судна из порта (снятия с якоря) и до прибытия судна
в порт назначения. Наличие на судне современных технических средств
судовождения, включая спутниковые, не освобождает от необходимости ведения прокладки
набумажной карте.
Дляведенияпрокладки используютсяштурманскиеинструменты: параллельная линейка, транспортир илиштурманский треугольник, циркуль -
измеритель, чертежный циркуль, протрактор,простой карандаш средней твердости и мягкий ластик. Для выполнения
расчетов рекомендуется использовать микрокалькулятор.
Прокладочные инструменты необходимо периодически
выверять и регулировать. В случаях, если регулировку в судовых условиях
выполнить нельзя, инструменты следует сдать в ремонт или списать. Внешнему осмотру и выверке подвергаются циркули,
параллельная линейка, транспортир и протрактор.
1.Проверка
измерительного и чертежного циркулей сводится к их внешнему осмотру и
опробованию в работе. При этом обращают внимание на свободное и плавное
движение ножек при их растворе, остроту
иголок и нахождение их концов на одинаковом уровне. При необходимости
выполняется регулировка.
-выявить
путем внешнего осмотра линейки и опробования её в работе все дефекты: вмятины и зазубрины на срезах, заедание или чрезмерный
люфт в шарнирах;
-определить
при помощи обычного измерительного щупа зазор между плотно сложенными
половинками линейки; если зазор превышает допустимый предел 0,3 мм, линейку
сдают в ремонт или заменяют новой;
-
проверить ровность нижней плоскости обеих частей линейки, для чего положить её
на лист простого стекла или гладко отполированную ровную доску. Просвет между
плоскостью линейки и стеклом или доской не должен превышать 0,3 мм;
-
проверить прямолинейность среза инструмента, для чего линейку положить на лист
плотной белой бумаги (обратную сторону карты) и прочертить острозаточенным
карандашом линию вдоль всего среза линейки; после этого повернуть линейку на
180° и приложить её тем же срезом к прочерченной линии, но уже с другой стороны
провести линию. Если срез прямолинеен, то обе линии совпадут, в противном
случае будет иметь место или просвет, или перекрыш. Для больших линеек величина
просвета (перекрыша) не должна составлять более 0,5 мм, а для средних не более
0,4 мм. Другой срез линейки на прямолинейность проверяют аналогичным способом;
-проверить параллельность срезов между собой, для чего
положить линейку с небольшим раствором на лист плотной белой бумаги и
острозаточенным карандашом провести линии полностью вдоль верхнего и нижнего
срезов; развернуть линейку на 180° и установить её так, чтобы верхний срез
совместился с нижней линией, затем подвести нижний срез к верхней линии и
прочертить линию. Если линии совпадут, значит параллельность срезов
обеспечивается;
-проверить параллельность линий, прочерчиваемых вдоль одного
и того же среза при разных растворах линейки, для чего линейку положить на
карту под некоторым углом к меридиану и, сдвигая её параллельно самой себе,
через небольшие интервалы проводить линии. Затем с помощью транспортира
измерить направление линий. Разница при максимальном растворе линейки не
должна превышать 0,2°.
3.Выверка транспортира:
-проверить концентричность геометрической окружности внешнего среза дуги транспортира. Это можно сделать по сетке морской карты. Для этого навигационный транспортир располагают так, чтобы его центральный штрих совпал с точкой пересечения меридиана и параллели, при этом деление 90° должно совпадать с меридианом. Если деления транспортира 0 и 180° будут
находиться на параллели, то транспортир пригоден к использованию.
4.Выверка и
регулировка протрактора довольно сложна и требует применения специальных инструментов. Поэтому протракторы необходимо ежегодно сдавать для аттестации в специализированные лаборатории. При выполнении практических занятий по ведению
навигационной прокладки необходимо действовать быстро, выполняя
следующие правила:
- графическую
работу на карте необходимо вести аккуратно с четкими надписями курса, моментов
времени и отсчетов лага; выполнение расчетов накартезапрещается;
-одновременно с
работой на карте должен вестись лист расчетов по установленной форме с соблюдением схем
расчетов; главное требование к листу расчетов заключается в
том, чтобы по нему можно было восстановить прокладку;
-путь
судна должен изображаться более жирной линией по сравнению совспомогательнымилиниями;
-линии
пеленгов не следует проводить полностью, а ограничиватьсяихкороткими отрезками врайонеместоположениясудна;
-счислимая точка отмечается коротким поперечным штрихом
на линии пути;
-во
избежание порчикартыне следует делать наколы циркулем;
-при
нанесении точки на карту с помощью параллельной линейки неследует параллелии меридианы проводитьполностью, аограничиваться их короткимиотрезкамиврайоне ожидаемого места судна;
-время и отсчет лага записываются в виде дроби, которая
всегда должна располагаться горизонтально,
независимо от направления курса;
-курс по
курсоуказателю и поправки курса указываются на или под линией пути с
точностью до 0, 1 ;
-линия пути и вспомогательные линии, остающиеся после
поворота нановый курс, стираютсяс карты.
Образцы надписей курса:
надпись курса без учета
дрейфа и течения;
надпись пути судна с учетом дрейфа;
надпись пути судна с учетом
течения; надпись пути судна при дрейфе итечении.
Следует
подчеркнуть, что ответственность, внимательность, точность и аккуратность в
работе являются основными качествами судоводителя. Качества эти не приходят
сами собой - их необходимо вырабатывать в себе на протяжении всей учебы.
Навигационная прокладка какразиявляетсятемсредством,котороепозволяетвоспитывать
у будущих судоводителей эти качества. Исправные штурманские инструменты, правильно подобранный и правильно заточенный карандаш, хорошо подобранный ластик, точно выполненные расчеты и четкая графическая работа на карте - показатели профессионализма судоводителя и его любви к профессии. Небрежность в штурманской работе недопустима!