Решение основных задач на морской навигационной карте
Нанесение точки на карту по заданным
координатам.
Во избежание
ошибок при нанесении точки на морскую навигационную карту, следует, во-первых, обратить внимание на
наименование широты и долготы и помнить, что в северном полушарии увеличение
широты на карте происходит вверх, в южном - вниз; увеличение восточной долготы
происходит вправо, западной - влево. Во-вторых, следует обратить внимание на
цену деления шкал широты и долготы на рамке карты.
Задача
выполняется с помощью параллельной линейки и циркуля -измерителя. На
вертикальной шкале карты отметить карандашом заданную широту, на
горизонтальной шкале - заданную долготу и приложить параллельную линейку одним
из срезов к параллели, ближайшей к отметке заданной широты. Раздвигая линейку,
переместить ее срез к отметке заданной широты. Установить циркуль на
горизонтальной шкале одной ножкой на отметку долготы, другой - на ближайший
меридиан и, не меняя раствора циркуля, перенести его к верхнему срезу линейки;
одну ножку установить на тот же меридиан, другая укажет положение заданной
точки.Точку отметить карандашом.
Снятие
координат точки.
Координаты
точки снимаются с карты с помощью одного циркуля - измерителя. Для снятия
широты установить в точке одну ножку циркуля; раздвинуть ножки циркуля так,
чтобы вторая ножка оказалась на ближайшей параллели. Чтобы убедиться, что
измеренная разность широт верна, второй ножкой описать дугу у параллели; дуга
должна касаться параллели только в одной точке.
Для снятия
долготы измерить разность долгот между заданной точкой и ближайшим меридианом
и перенести раствор циркуля на горизонтальную рамку. Установить ножку циркуля
на тот же меридиан, вторая ножка покажет отсчетдолготы заданной точки.
Прокладка направлений.
Задачарешается с помощьютранспортира ипараллельной линейки. Для прокладкинаправленияИК,ПУ или ИПположитьлинейкуприблизительнопозаданномунаправлению около заданной точкинакарте. К верхнему срезу
линейки у ближайшегомеридианаприложитьтранспортир,совместивцентральный индекс транспортира с
меридианом. Поворачивая параллельную линейку вместе с транспортиром
относительно северной части меридиана, добиться совмещения нужного отсчета на
транспортире с меридианом, одновременно следя, чтобы центральный индекс не
сошел с него. После совмещения убрать транспортир, верхний срез линейки
подвести к заданной точке и провести линию в нужном направлении. Следует
помнить, что при направлениях, лежащих в диапазоне 270 - 0 - 90° линия будет
направлена вверх относительно параллели, а при направлениях в диапазоне 90 -
180 - 270° -вниз отпараллели.
Снятие
направлений на карте.
Чтобы
снять на карте направление какой-то линии, следует приложить к ней параллельную
линейку вместе с транспортиром. Передвигая транспортир вдоль линейки, совместить
его центральный индекс с ближайшим меридианом. Снять отсчет с дуги
транспортира: если линия курса или пеленга направлена к северу, то снимать
отсчет с транспортира по верхнему ряду цифр; есликюгу - понижнемуряду.
Измерение
расстояний на карте.
Расстояния измеряются с помощью циркуля - измерителя. Раствор
циркуля, соответствующий измеренному расстоянию, прикладывают к боковой рамке
и снимают отсчет (одна минута широты равна одной морской миле). При этом
следует помнить, что меркаторская миля увеличивается с увеличением широты.
Поэтому значение расстояния следует снимать на том участке шкалы, который
соответствует широте, на которой измеряется расстояние. Циркуль не следует раздвигать
на угол более 90°, большие расстоянияизмеряют по частям.