Иллюминатор судовой, иллюминатор -
судовое окно круглой или прямоугольной формы. В зависимости от места установки
и степени защищенности от повреждений. Иллюминаторы могут быть: глухими
(неоткрываюшимися), створчатыми (открывающимися), бортоеыми. палубными,
рубочными. со щтормовой крышкой, с солнцезащитчым щитком, с ограждением и др
Кабельтов - I. Мера длины, равная
1/10 морской мили, 2.Растительный трос кабельной работы с длиной окружности в
сечении от 152 до 330 мм.
Канифас-блок – блок с особой
оковкой, имеющий откидную наметку. Служит для отвода канатов или тросов при
проводке их на лебедку или брашпиль.
Катанные профили, используемые на
судне - элемерты – балка набора, поясок балки набора.
Киль брусковый – киль судна в виде
продольной днищевой связи из бруска или нескольких полос, проходящий между
форштевнем и ахтерштевнем по всей длине судна.
Киль вертикальный – киль судна в
виде вертикального днищевого стрингера, проходящего в диаметральной плоскости
судна по всей его длине или части длины.
Киль горизонтальный –
горизонтальный средний пояс днищевой наружной обшивки судна, расположенный
симметрично диаметральной плоскости судна.
Киль скуловой (боковой) – киль
судна в виде наружной продольной листовой или профильной связи, укрепленной
нормально к обшивке судна на скуле для уменьшения бортовой качки.
Киль судна туннельный – киль судна
из двух связанных вертикальных балок, расположенных рядом симметрично
диаметральной плоскости судна.
Клотик - приплюснутый шар или
круглый плоский диск, которым заканчиваются: топ мачты (стеньги). Иногда имеет
два шкива для фалов.
Клюз – (палубный) – элемент корпуса
судна, предназначенный для пропуска через палубу якорной цепи, направляемой в
цепной ящик.
Клюз буксирный - приспособление,
предназначенное для проводки через корпусные конструкции и ограничения
перемещений буксирного каната.
Клюз палубный - элемент корпуса
судна, предназначенный для пропуска через палубу якорной цепи, направляемой в
цепной ящик.
Клюз швартовный - приспособление,
предназначенное для проводки швартовного каната (обычно через фальшборт) и
ограничения его перемещении в горизонталь ной и вертикальной плоскостях.
Клюз якорный - элемент корпуса
судна, состоящий обычно из бортовой и палубной наделок и металлической
(якорной) трубы между ними, предназначенный для проводки якорной цепи и
размещения якоря на судне.
Клюз якорный с нишей - якорный
клюз, бортовая наделка которого размещена в специальной нише на борту корпуса
судна,
Кнехт - металлическая тумба прочно
закрепленная в корпусе судна и предназначенная для закрепления канатов
швартовных, буксирного к др.
Кнехт буксирный - кнехт,
предназначенный для крепления буксирного каната.
Кнехт швартовый - кнехт,
предназначенный для: крепления швартовного каната. Может быть с вращающимися
тумбами,
Кница судна скуловая, скуловая
кница - кница, соединяющая шпангоут с крайним междудонным листом, а при
отсутствии второго дна - с флором или край¬ней днищевой продольной балкой, либо
крайние днищевые балки с нижними бор¬товыми продольными балками судна.
Комингс люка - комингс, окаймляющий
люк над палубой по периметру, ограждение люка.
Конец - общее название любой
судовой снасти. Преимущественно небольшой длины- Различают: конец бросательный,
конец лодкильный и др.
Контрфорс - распорка в звеньях
якорной цепи калибром более 15
мм.
Коуш - каплевидная или круглая
оправка из металла с желобом на наружной стороне, предназначенная для обводки
вокруг нее петли троса (каната).с целью уменьшения его истирания.
Кранец швартовный - изделие,
предназначенное для смягчения ударов и восприятия энергии навала судна на
причальное сооружение или другое судно в процессе швартовки или буксировки
лагом. На промысловом флоте, наряду с традиционными, получили распространение
резинотканевые пневматические кранцы и кранцы из пакетов автомобильных покрышек.
Кронштейн гребного вала -
конструкция снаружи судна для создания опоры гребным валам, состоящая из
ступицы, через которую проходит вал, и одной или двух лап, крепящихся к набору
корпуса (корпусу) судна.
Крышка грузового люка - см. вопрос
№34
Лапа якоря - оконечность рога
якоря, который, вместе с веретеном являются основными частями любых якорей
(кроме безлапых мертвых якорей - грибовидных,винтовых, железобетонных.
Лацпорт - закрытие вырсзов в
наружной обшивке борта судна для горизонтальной погрузки груов и автомашин,
выполненное в виде навесных открывающихся дверей или наподобие клннкетных
дверей, сдвигающихся вдоль наружной обшивки
Лебедка грузовая-механизм для
подъема грузов с горизонтальным барабаном на который наматывается трос с
собственным приводом, вращающим барабан.
Линь - пеньковый трос, окружностью
менее 25 мм,
Лист судна крайний междудонный -
горизонтальный или наклонный лист на¬стила второго дна судна, примыкающий к его
наружной обшивке.
Лист судна накладной, накладной
лист - лист, подкрепляющий другой лист, образующий какую-либо корпусную
конструкцию судна и установленный на него
Лист судна съемный, съемный лист -
лист с подкрепляющим набором или без него, который закрывает вырез в корпусе
судна и крепится к нему с помощью разъ¬емного соединения.
Лифт судовой - судовой подъемник,
предназначенный для подъема и спуска людей или грузов в кабине, направляющие
которой расположены вертикально в шахте снабженной запираемыми дверями на
посадочных или нагрузочных палубах. На судах возможно использование лифтов
судовых: пассажирских, камбузных. госпитальных и Др.
Лопарь - снасть, основанная между
блоками, например лопарь шлюпочных талей.
Льяло - водосток, образованный
между наклонным крайним междудонным листом и наружной обшивкой, в который
стекает попадающая в трюм вода.
Люк грузовой - вырез в палубах
судна, служащий для погрузки в трюмы и вы¬грузки из них грузов. Имеет комингс и
закрытие.
Люк световой - вырез в палубе для
доступа воздуха и света в ниже располо¬женные помещения (машинно-котельные
отделения, коридоры и др.). Обычно име¬ет высокий комингс, закрываемый
водонепроницаемой крышкой с иллюминатора¬ми, стекла которых армированы металлической
сеткой, и привод для открывания
Люк сходный - вырез в палубе для
доступа в нижерасположенные помещения. В зависимости от места сходного люка и
назначения помещений имеет более или менее высокий комингс и проницаемую или
водогазонепроницаемую крышку, за¬крепленную к комингсу на петлях.
Мачта - часть рангоута судна,
устанавливаемая в ДП и возвышающаяся над верхней палубой.
Машина рулевая - часть привода
руля, состоящая из рулевого привода и рулевой передачи.
Мидель-шпангоут судна
конструктивный - конструктивный чертеж попереч¬ного сечения судна в районе
середины его длины.
Мортира - литая или литосварная
конструкция в виде короткой трубы с флан¬цами по обводу корпуса судна в месте
выхода из него бортового гребного вала многовальных судов.
Мусинг - узел, ввязываемый в канат
специальным образом, например, в спасательный шкентель.
Нагрудник спасательный -
спасательное средство из пробки или заменителей и обшитое парусиной, он состоит
из отдельных связанных секций, что делает его гибким.
Наделка ледовая судна, наделка
ледовая - отливка или конструкция из листов с набором, устанавливаемая за рулем
судна для защиты его ото льда.
Наделка пропульсивная на руль -
каплевидное тело на пере руля, соосно со ступицей гребного винта, повышает КПД
винта и улучшает условия работы руля.
Найтов - трос, которым крепят
различные предметы на судне или соединяются 2 рангоутных дерева или 2 троса
одним.
Насадка гребного винта -
поворотная или направляющая.
Настил второго дна судна, настил
второго дна - непроницаемый настил, огра¬ничивающий двойное дно судна сверху.
Настил корпуса судна, настил -
настил из металлических листов, расположен¬ный в горизонтальной плоскости судна
или близко к ней.
Ниша якорного клюза – специально
созданное углубление в борту в месте якорного клюза, позволяющее убрать якорь
заподлицо с обшивкой, уменьшая тем самым возможность повреждения при ходе во
льдах, буксировке и швартовках. Предусматривается на судах ледового плавания,
буксирах, спасателях, пассажирских и промысловых судах.
Нок – оконечность рейев, кормовой
конец гиков, верхний конец гафелей, свободный конец выстрелов, грузовых стрел и
шлюпбалок, а также внешний конец бушприта и утлегаря.
Обух - неподвижное кольцо,
приваренное или закреплённое иным образом на борту или палубе для крепления
шпагов, снастей, талей и др.
Обшивка судна наружная, наружная
обшивка - непроницаемая оболочка корпуса судна, которая вместе с поддерживающим
ее набором образует борта, днище и оконечности судна.
Ограждение леерное - устройство,
предназначенное для ограждения открытых палуб, не имеющих фальшборта.Состоит из
леерных стоек, поручня и лееров – стальных прутков или тросов.ограничивают
ширину ватервейса.
Оттяжка – снасть такелажа грузовой
стрелы, предназначенная для поворота стрелы в горизонтальной плоскости или
удержания её в нужном положении.
Паз листов обшивки (настила) –
место соединения соседних листов обшивки или настила в составе
перекрытия,совпадающее с направлением данных кромок периметра листов и
ориентированное обычно вдоль судна.
Пандус - пологая наклонная плоская
конструкция между палубами судна для проезда безрельсового транспорта.
Переборка ахтерпиковая -
непроницаемая поперечная переборка корпуса суд¬на, отделяющая ахтерпик от
остальных помещений.
Переборка гофрированная - переборка,
полотнище которой изготавливают не из плоских листов, а из коробчатых или
вол¬нистых штампованных гофров.
Переборка поперечная корпуса судна
главная, главная поперечная переборка- непроницаемая поперечная переборка
корпуса судна, доходящая до палубы пере¬борок, идущая от борта до борта и
делящая судно на отсеки, обеспечивающие его непотопляемость.
Переборка продольная корпуса судна
главная, главная продольная переборка- непроницаемая продольная переборка
корпуса судна, доходящая до палубы пере¬борок, идущая на большей части длины
судна, обеспечивающая его непотопляе¬мость.
Переборка форпиковая (таранная) -
непроницаемая поперечная переборка корпуса судна, отделяющая форпик от
остальных помещений.
Перегиб корпуса судна - деформация
корпуса в продольном направлении под влиянием избытка сил поддержания над
силами веса (тяжести) в средней части его длины. Характерно для момента
нахождения судна на- вершине волны, но может иметь место и на тихой воде.
Наружная обшивка днища в районе миделя сжата, а настил верхней палубы растянут.
Передача рулевая – привод
управления рулевой машиной, служит для передачи команд из рулевой рубки на
рулевую машину, находящуюся обычно на большом расстоянии от ходового мостика.
На современных судах привод электрический или гидравлический; реже – тросовый
или валиковый. Положения пера руля контролируется специальными указателями.
Перекрестная связь – жесткие рамные
балки набора корпуса, служащие опорой для балок главного направления.
Перо руля - поворачивающееся вокруг
оси баллера руля крыло, непосредственно воспринимающее гидродинамическое
давление. Различают плоское и профилированное перо руля.
Пиллерс - отдельно стоящая стойка
для поддержания палуб или других конст¬рукций судна.
Планка киповая - деталь швартового
устройства, предназначенная для обеспечения свободной проводки и измерения
направления швартового каната при его выборе или травлении. Различают: прямую,
с намёткой, с намёткой и роульсами, с горизонтальными и вертикальными роульсами
и т.д.
Планширь судна - деталь из
листового или профильного материала, окаймляющая верхнюю кромку фальшборта или
другого ограждения судна.
Платформа судна, платформа –
горизонтальное перекрытие, расположенное ниже верхней палубы и простирающееся
лишь на часть длины или ширины судна.
Плот спасательный -
судовое спасательное средство,
заменяющее спасательные шлюпки для спасения пассажиров и экипажа.
Полоса (угольник) ватервейса -
прива¬ренная к палубе металлическая полоса или угольник, которые
Полубимс - бимс, проходящий не по
всей ширине судна - от борта до карлингса или до выреза в палубе.
Полупереборка корпуса судна,
полупереборка - переборка корпуса судна, про¬ходящая не по всей длине или
ширине, либо не по всей высоте отсека.
Полустрингер корпуса судна,
полустрингер - днищевой стрингер уменьшен¬ной высоты, устанавливаемый между
основными стрингерами по наружной днище¬вой обшивке или под настилом второго
дна судна.
Портик штормовой - вырез в нижней
части фальшборта, предназначенный для стока за борт попавшей на палубу воды.
Площадь вырезов определяется по прави¬лам о грузовой марке. Она должна быть
достаточной для удаления всей массы воды за полупериод качки.
Потеряй - место на подводной части
наружной обшивки судна (растяжке на¬ружной обшивки), где два сужающихся к
оконечностям пояса ее заменяются одним.
Пояс ледовый - утолщенные листы
наружной обшивки судна в районе дейст¬вия ледовой нагрузки.
Пояс переменных ватерлиний – часть
бортовой обшивки судна между ватерлиниями у судна порожнём и при максимальной
осадке с полным грузом.
Пояс скуловой – пояс наружной
обшивки судна в районе скулы.
Привальный брус-конструкция снаружи
вдоль борта для предохранения бортового перекрытия от повреждений при швартовке.
Привод рулевой – часть привода
руля, устройство для передачи вращающего момента от рулевой машины к баллеру
руля или поворотной насадки. Бывают: румпельный, секторный и винтовой.
Прогиб корпуса судна - деформация
корпуса в продольном направлении под влиянием избытка сил веса (тяжести) над
силами поддержания в средней части его длины. Характерно для момента нахождения
судна на подошве волны, но может иметь место и на тихой воде. Наружная обшивка
днища в районе миделя растянута, а настил верхней палубы сжат.
Прочность корпуса местная –
способность его перекрытий, отдельных конструкций, их элементов выдерживать не
разрушаясь местные нагрузки.
Прочность корпуса судна –
способность корпуса судна выдерживать действующие на него без разрушений и
недопустимых деформациё.