Среда, 25.12.2024, 19:47
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
ТУС [6]
Теория и устройство судна
Морские документы [7]

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 428

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Разное » ТУС

Термины по теории и устройству судна. от И до П

Иллюминатор судовой, иллюминатор - судовое окно круглой или прямоугольной формы. В зависимости от места установки и степени защищенности от повреждений. Иллюминаторы могут быть: глухими (неоткрываюшимися), створчатыми (открывающимися), бортоеыми. палубными, рубочными. со щтормовой крышкой, с солнцезащитчым щитком, с ограждением и др

Кабельтов - I. Мера длины, равная 1/10 морской мили, 2.Растительный трос кабельной работы с длиной окружности в сечении от 152 до 330 мм.

Канифас-блок – блок с особой оковкой, имеющий откидную наметку. Служит для отвода канатов или тросов при проводке их на лебедку или брашпиль.

Карлингс – усиленная продольная балка палубного перекрытия судна.

Катанные профили, используемые на судне -  элемерты – балка набора, поясок балки набора.

Киль брусковый – киль судна в виде продольной днищевой связи из бруска или нескольких полос, проходящий между форштевнем и ахтерштевнем по всей длине судна.

Киль вертикальный – киль судна в виде вертикального днищевого стрингера, проходящего в диаметральной плоскости судна по всей его длине или части длины.

Киль горизонтальный – горизонтальный средний пояс днищевой наружной обшивки судна, расположенный симметрично диаметральной плоскости судна.

Киль скуловой (боковой) – киль судна в виде наружной продольной листовой или профильной связи, укрепленной нормально к обшивке судна на скуле для уменьшения бортовой качки.

Киль судна туннельный – киль судна из двух связанных вертикальных балок, расположенных рядом симметрично диаметральной плоскости судна.

Клотик - приплюснутый шар или круглый плоский диск, которым заканчиваются: топ мачты (стеньги). Иногда имеет два шкива для фалов.

Клюз – (палубный) – элемент корпуса судна, предназначенный для пропуска через палубу якорной цепи, направляемой в цепной ящик.

Клюз буксирный - приспособление, предназначенное для проводки через корпусные конструкции и ограничения перемещений буксирного каната.

Клюз палубный - элемент корпуса судна, предназначенный для пропуска через палубу якорной цепи, направляемой в цепной ящик.

Клюз швартовный - приспособление, предназначенное для проводки швартовного каната (обычно через фальшборт) и ограничения его перемещении в горизонталь ной и вертикальной плоскостях.

Клюз якорный - элемент корпуса судна, состоящий обычно из бортовой и палубной наделок и металлической (якорной) трубы между ними, предназначенный для проводки якорной цепи и размещения якоря на судне.

Клюз якорный с нишей - якорный клюз, бортовая наделка которого размещена в специальной нише на борту корпуса судна,

Кнехт - металлическая тумба прочно закрепленная в корпусе судна и предназначенная для закрепления канатов швартовных, буксирного к др.

Кнехт буксирный - кнехт, предназначенный для крепления буксирного каната.

Кнехт швартовый - кнехт, предназначенный для: крепления швартовного каната. Может быть с вращающимися тумбами,

Кница судна скуловая, скуловая кница - кница, соединяющая шпангоут с крайним междудонным листом, а при отсутствии второго дна - с флором или край¬ней днищевой продольной балкой, либо крайние днищевые балки с нижними бор¬товыми продольными балками судна.

Комингс люка - комингс, окаймляющий люк над палубой по периметру, ограждение люка.

Конец - общее название любой судовой снасти. Преимущественно небольшой длины- Различают: конец бросательный, конец лодкильный и др.

Контрфорс - распорка в звеньях якорной цепи калибром более 15 мм.

Коуш - каплевидная или круглая оправка из металла с желобом на наружной стороне, предназначенная для обводки вокруг нее петли троса (каната).с целью уменьшения его истирания.

Кранец швартовный - изделие, предназначенное для смягчения ударов и восприятия энергии навала судна на причальное сооружение или другое судно в процессе швартовки или буксировки лагом. На промысловом флоте, наряду с традиционными, получили распространение резинотканевые пневматические кранцы и кранцы из пакетов автомобильных покрышек.

Кронштейн гребного вала - конструкция снаружи судна для создания опоры гребным валам, состоящая из ступицы, через которую проходит вал, и одной или двух лап, крепящихся к набору корпуса (корпусу) судна.

Крышка грузового люка - см. вопрос №34

Лапа якоря - оконечность рога якоря, который, вместе с веретеном являются основными частями любых якорей (кроме безлапых мертвых якорей - грибовидных,винтовых, железобетонных.

Лацпорт - закрытие вырсзов в наружной обшивке борта судна для горизонтальной погрузки груов и автомашин, выполненное в виде навесных открывающихся дверей или наподобие клннкетных дверей, сдвигающихся вдоль наружной обшивки

Лебедка грузовая-механизм для подъема грузов с горизонтальным барабаном на который наматывается трос с собственным приводом, вращающим барабан.

Линь - пеньковый трос, окружностью менее 25 мм,

Лист судна крайний междудонный - горизонтальный или наклонный лист на¬стила второго дна судна, примыкающий к его наружной обшивке.

Лист судна накладной, накладной лист - лист, подкрепляющий другой лист, образующий какую-либо корпусную конструкцию судна и установленный на него

Лист судна съемный, съемный лист - лист с подкрепляющим набором или без него, который закрывает вырез в корпусе судна и крепится к нему с помощью разъ¬емного соединения.

Лифт судовой - судовой подъемник, предназначенный для подъема и спуска людей или грузов в кабине, направляющие которой расположены вертикально в шахте снабженной запираемыми дверями на посадочных или нагрузочных палубах. На судах возможно использование лифтов судовых: пассажирских, камбузных. госпитальных и Др.

Лопарь - снасть, основанная между блоками, например лопарь шлюпочных талей.

Льяло - водосток, образованный между наклонным крайним междудонным листом и наружной обшивкой, в который стекает попадающая в трюм вода.

Люк грузовой - вырез в палубах судна, служащий для погрузки в трюмы и вы¬грузки из них грузов. Имеет комингс и закрытие.

Люк световой - вырез в палубе для доступа воздуха и света в ниже располо¬женные помещения (машинно-котельные отделения, коридоры и др.). Обычно име¬ет высокий комингс, закрываемый водонепроницаемой крышкой с иллюминатора¬ми, стекла которых армированы металлической сеткой, и привод для открывания

Люк сходный - вырез в палубе для доступа в нижерасположенные помещения. В зависимости от места сходного люка и назначения помещений имеет более или менее высокий комингс и проницаемую или водогазонепроницаемую крышку, за¬крепленную к комингсу на петлях.

Мачта - часть рангоута судна, устанавливаемая в ДП и возвышающаяся над верхней палубой.

Машина рулевая - часть привода руля, состоящая из рулевого привода и рулевой передачи.

Мидель-шпангоут судна конструктивный - конструктивный чертеж попереч¬ного сечения судна в районе середины его длины.

Мортира - литая или литосварная конструкция в виде короткой трубы с флан¬цами по обводу корпуса судна в месте выхода из него бортового гребного вала многовальных судов.

Мусинг - узел, ввязываемый в канат специальным образом, например, в спасательный шкентель.

Нагрудник спасательный -  спасательное средство из пробки или заменителей и обшитое парусиной, он состоит из отдельных связанных секций, что делает его гибким.

Наделка ледовая судна, наделка ледовая - отливка или конструкция из листов с набором, устанавливаемая за рулем судна для защиты его ото льда.

Наделка пропульсивная на руль - каплевидное тело на пере руля, соосно со ступицей гребного винта, повышает КПД винта и улучшает условия работы руля.

Найтов - трос, которым крепят различные предметы на судне или соединяются 2 рангоутных дерева или 2 троса одним.

Насадка гребного винта -  поворотная или направляющая.

Настил второго дна судна, настил второго дна - непроницаемый настил, огра¬ничивающий двойное дно судна сверху.

Настил корпуса судна, настил - настил из металлических листов, расположен¬ный в горизонтальной плоскости судна или близко к ней.

Ниша якорного клюза – специально созданное углубление в борту в месте якорного клюза, позволяющее убрать якорь заподлицо с обшивкой, уменьшая тем самым возможность повреждения при ходе во льдах, буксировке и швартовках. Предусматривается на судах ледового плавания, буксирах, спасателях, пассажирских и промысловых судах.

Нок – оконечность рейев, кормовой конец гиков, верхний конец гафелей, свободный конец выстрелов, грузовых стрел и шлюпбалок, а также внешний конец бушприта и утлегаря.

Обух -  неподвижное кольцо, приваренное или закреплённое иным образом на борту или палубе для крепления шпагов, снастей, талей и др.

Обшивка судна наружная, наружная обшивка - непроницаемая оболочка корпуса судна, которая вместе с поддерживающим ее набором образует борта, днище и оконечности судна.

Ограждение леерное - устройство, предназначенное для ограждения открытых палуб, не имеющих фальшборта.Состоит из леерных стоек, поручня и лееров – стальных прутков или тросов.ограничивают ширину ватервейса.

Оттяжка – снасть такелажа грузовой стрелы, предназначенная для поворота стрелы в горизонтальной плоскости или удержания её в нужном положении.

Паз листов обшивки (настила) – место соединения соседних листов обшивки или настила в составе перекрытия,совпадающее с направлением данных кромок периметра листов и ориентированное обычно вдоль судна.

Пандус - пологая наклонная плоская конструкция между палубами судна для проезда безрельсового транспорта.

Переборка ахтерпиковая - непроницаемая поперечная переборка корпуса суд¬на, отделяющая ахтерпик от остальных помещений.

Переборка гофрированная - переборка, полотнище которой изготавливают не из плоских листов, а из коробчатых или вол¬нистых штампованных гофров.

Переборка поперечная корпуса судна главная, главная поперечная переборка-  непроницаемая поперечная переборка корпуса судна, доходящая до палубы пере¬борок, идущая от борта до борта и делящая судно на отсеки, обеспечивающие его непотопляемость.

Переборка продольная корпуса судна главная, главная продольная переборка-  непроницаемая продольная переборка корпуса судна, доходящая до палубы пере¬борок, идущая на большей части длины судна, обеспечивающая его непотопляе¬мость.

Переборка форпиковая (таранная) - непроницаемая поперечная переборка корпуса судна, отделяющая форпик от остальных помещений.

Перегиб корпуса судна - деформация корпуса в продольном направлении под влиянием избытка сил поддержания над силами веса (тяжести) в средней части его длины. Характерно для момента нахождения судна на- вершине волны, но может иметь место и на тихой воде. Наружная обшивка днища в районе миделя сжата, а настил верхней палубы растянут.

Передача рулевая – привод управления рулевой машиной, служит для передачи команд из рулевой рубки на рулевую машину, находящуюся обычно на большом расстоянии от ходового мостика. На современных судах привод электрический или гидравлический; реже – тросовый или валиковый. Положения пера руля контролируется специальными указателями.

Перекрестная связь – жесткие рамные балки набора корпуса, служащие опорой для балок главного направления.

Перо руля - поворачивающееся вокруг оси баллера руля крыло, непосредственно воспринимающее гидродинамическое давление. Различают плоское и профилированное перо руля.

Пиллерс - отдельно стоящая стойка для поддержания палуб или других конст¬рукций судна.

Планка киповая - деталь швартового устройства, предназначенная для обеспечения свободной проводки и измерения направления швартового каната при его выборе или травлении. Различают: прямую, с намёткой, с намёткой и роульсами, с горизонтальными и вертикальными роульсами и т.д.

Планширь судна - деталь из листового или профильного материала, окаймляющая верхнюю кромку фальшборта или другого ограждения судна.

Платформа судна, платформа – горизонтальное перекрытие, расположенное ниже верхней палубы и простирающееся лишь на часть длины или ширины судна.

Плот спасательный -         судовое спасательное средство, заменяющее спасательные шлюпки для спасения пассажиров и экипажа.

Погон судна - полоса, окаймляющая свободную кромку палубы надстройки, рубки или площадки судна.

Полоса (угольник) ватервейса - прива¬ренная к палубе металлическая полоса или угольник, которые

Полубимс - бимс, проходящий не по всей ширине судна - от борта до карлингса или до выреза в палубе.

Полупереборка корпуса судна, полупереборка - переборка корпуса судна, про¬ходящая не по всей длине или ширине, либо не по всей высоте отсека.

Полустрингер корпуса судна, полустрингер - днищевой стрингер уменьшен¬ной высоты, устанавливаемый между основными стрингерами по наружной днище¬вой обшивке или под настилом второго дна судна.

Портик штормовой - вырез в нижней части фальшборта, предназначенный для стока за борт попавшей на палубу воды. Площадь вырезов определяется по прави¬лам о грузовой марке. Она должна быть достаточной для удаления всей массы воды за полупериод качки.

Потеряй - место на подводной части наружной обшивки судна (растяжке на¬ружной обшивки), где два сужающихся к оконечностям пояса ее заменяются одним.

Пояс ледовый - утолщенные листы наружной обшивки судна в районе дейст¬вия ледовой нагрузки.

Пояс переменных ватерлиний – часть бортовой обшивки судна между ватерлиниями у судна порожнём и при максимальной осадке с полным грузом.

Пояс скуловой – пояс наружной обшивки судна в районе скулы.

Пояс шпунговый – пояс наружной обшивки судна, примыкающий примыкающий к брусковому килю.

Привальный брус-конструкция снаружи вдоль борта для предохранения бортового перекрытия от повреждений при швартовке.

Привод рулевой – часть привода руля, устройство для передачи вращающего момента от рулевой машины к баллеру руля или поворотной насадки. Бывают: румпельный, секторный и винтовой.

Прогиб корпуса судна - деформация корпуса в продольном направлении под влиянием избытка сил веса (тяжести) над силами поддержания в средней части его длины. Характерно для момента нахождения судна на подошве волны, но может иметь место и на тихой воде. Наружная обшивка днища в районе миделя растянута, а настил верхней палубы сжат.

Прочность корпуса местная – способность его перекрытий, отдельных конструкций, их элементов выдерживать не разрушаясь местные нагрузки.

Прочность корпуса судна – способность корпуса судна выдерживать действующие на него без разрушений и недопустимых деформациё.

Категория: ТУС | Добавил: vel-master (06.02.2010)
Просмотров: 4720 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024