Среда, 25.12.2024, 19:22
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
ТУС [6]
Теория и устройство судна
Морские документы [7]

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 428

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Разное » ТУС

Термины по теории и устройству судна. от Р до Я

Рама переборки горизонтальная (шельф) – усиленная горизонтальная балка переборки судна, состоящая из листа с подкрепляющим набором и пояска. На крупных судах служит перекрёстной связью для вертикальных стоек переборки и называется шельфом. Как правило, стыкуется с бортовыми стрингерами в районе переборки. 

Рама судна шпангоутная – рама, расположенная по периметру в поперечном сечении корпуса и состоящая из последовательно соединённых друг с другом балок поперечного набора днища, шпангоутов и бимсов.

Рангоут -  на современных судах с механическими двигателями ограничивается обычно мачтовым устройством. Мачты служат для несения средств сигнализации и связи, а на грузовых судах со стреловым грузовым устройством – для крепления грузовых стрел. Кроме этого, к рангоуту относят также стеньги, гафели, гики, бушприт, утлегарь, выстрел, грузовые стрелы и т.п.

Распорка корпуса судна – балка набора корпуса судна составного или катаного профиля, устанавливаемая преимущественно горизонтально, препятствующая сближению каких-либо частей корпуса судна.

Ребро жёсткости корпуса – ребро в виде профильного элемента, подкрепляющее листы обшивки, настила или стенку балки набора корпуса судна и обеспечивающее местную жёсткость конструкции.

Рей – горизонтальная часть рангоута, закреплённая в верхней части мачты или на стеньге, используемая для крепления средств сигнализации и связи. Раньше – для крепления парусов.

Рецесс – уступ в переборке, выгородка, устраиваемая у ахтерпиковой переборки в конце коридора гребного вала для обеспечения доступа и удобства работ у дейдвудного сальника.

Рога якоря – составные части якоря, на которых располагаются лапы, соединяются с веретеном якоря в трендовой части. Рогов бывает один, два, четыре, они могут быть подвижные и неподвижные. Их назначение – входить в грунт и тем удерживать якорь и судно на месте.

Ролики тросовой проводки – ролики, предназначенные для изменения направления движения тросов (канатов) в составе различных судовых устройств.

Ростр-блок – деревянная или металлическая опора, у которой опорная часть выполнена по корме обвода днища шлюпки и оббита мягкой войлочной подушкой,  обшитой парусиной с целью исключения повреждений обшивки шлюпки при установке и креплении её по-походному. Ростр-блоки устанавливают либо прямо на палубе, либо на рострах.

Ростры – часть палубы рубки в виде площадки, опирающейся на специально установленные вдоль бортов (часто на фальшборте) стойки. На ростах обычно устанавливаются шлюпки.

Роульс для швартовых канатов – изделие (чугунный или стальной ролик на оси), предназначенное для изменения направления и уменьшения трения швартового каната при его выборке или травлении. Если нельзя выполнить прямую проводку каната от клюза или киповой планки на швартовный барабан, то на палубе могут установлены одиночный роульсы с вертикальной осью.

Рудерпис -  массивный вертикальный стержень, к которому крепят горизонтальные рёбра жёсткости пера руля. Вместе с  рудерписом отливают или отковывают петли для навешивания руля на рудерпост.

Рудерпост – часть ахтерштевня в виде вертикальной стойки со штырями, на который навешивается перо руля. Рудерпост может быть съёмным, тогда это специальная деталь имеет вид оси и также служит для крепления пера руля к корпусу судна.

Руль – конструкция, состоящая из пера руля, баллера, штырей и соединительных элементов (шпонок, болтов, гаек и т.п.), поворачивающаяся вокруг оси баллера и создающая гидродинамическую силу, передаваемую через баллер и штыри на корпус судна. Бывают: обыкновенный, балансирный, балансирный подвесной, полубалансирный одновинтового типа.

Руль – конструкция, состоящая из пера руля, баллера, штырей и соединительных элементов (шпонок, болтов, гаек и т.п.), поворачивающаяся вокруг оси баллера и создающая гидродинамическую силу, передаваемую через баллер и штыри на корпус судна. Бывают: обыкновенный, балансирный, балансирный подвесной, полубалансирный одновинтового типа.

Румпель - одно- или двухплечий рычаг, либо сектор, закрепленный на головной части баллера руля перпендикулярно его оси, предназначенный для передачи на баллер крутящего момента от рулевой машины.

Рыбинсы – съёмные деревянные брусья сечением 50 x 200 мм, устанавливаемых в трюмах грузовых судов горизонтально поверх набора на расстоянии 200 x 300 мм один от другого. Служат для изоляции груза от контакта с влажным бортом, сохраняют груз и борт от случайных повреждений.

Салинг – продольные и поперечные брусья на уровне топа мачты и площадка на них, а также жесткая площадка, объединяющая вверху двуногие Л-образные и П-образные мачты. К салинговой площадке на современных судах крепят стеньгу и обухи топенантов.

Свободный поясок балки набора – это часть составной балки таврового или иного профиля, расположенная симметрично или не симметрично относительно стенки балки вдоль её длинной кромки, противоположной той, которой стенка прикреплена к настилу или обшивке перекрытия.

Система набора корпуса комбинированная – применяется обычно на крупных судах, где для верхней палубы и днища используют продольную систему, а для бортов, платформ, прочих палуб и др. применяют поперечную.

Система набора корпуса поперечная – система, при которой балки главного направления идут поперёк судна – от борта к борту на днищевых и палубных перекрытиях или от днища к палубе – на бортовых.

Система набора корпуса продольная – система, при которой балки главного направления – ребра жёсткости – располагают вдоль судна, а перекресные связи в виде рам – поперёк. 

Система набора корпуса смешанная – система, при которой продольные и поперечные балки устанавливают на равном расстоянии друг от друга(конфикурация пластин, ограниченных набором, близка к квадрату). Однако, чаще, всё же преобладают поперечные связи.

Скоба такелажная – изогнутое стальное кованое изделие, концы которого имеют утолщения с отверстиями и соединены штырем с резьбой или осью со шплинтом.

Скоба якорная – скоба, предназначенная для соединения судового якоря с концевой скобой якорной цепи.

Скоб-трап – стационарный судовой трап, составленный из отдельных ступенек в виде фигурных скоб, прикрепляемых непосредственно к судовым конструкциям.

Скула судна – участок перехода подводной части корпуса судна от бортов к днищу.

Слип судна – конструкция в кормовой оконечности судна, образованная наклонным участком палубы и ограничивающими его продольными вертикальными переборками, для подъёма на палубу судно орудий для лова рыбы и небольших судов. 

Смычка якорной цепи – часть якорной цепи, состоящая из определенного числа элементов, длиной 25-27м. Бывают: коренная, промежуточная, якорная.

Старнпост – передняя из двух вертикальных стоек ахтерштевня одновального судна, которая вместе с задней стойкой (рудерпост), аркой ахтерштевня вверху и подошвой его внизу, образуют окно ахтерштевня, в котором располагается гребной винт. Уширение старнпоста (яблоко) имеет отверстие для прохода дейдвудной трубы и крепления ее фланца.

Стеньга – верхняя часть мачты, являющаяся ее продолжением. На современных судах располагается выше салинга. Заканчивается клотиком.

Стойка выгородки – вертикальная балка набора, обычно профильная, входящая в состав выгородки.

Стойка леерная – круглая кованная или трубчатая стойка, служащая в составе леерного ограждения для проведения по борту лееров из стальных прутьев, трубок или троса.

Стойка переборки доковая – увеличенных размеров стойка поперечной переборки, установленная над вертикальным килем, днищевым стрингером или кильсоном, под которым располагаются кильблоки при постановке судна в док.

Стойка переборки судна – вертикальная балка набора корпуса судна составного или катанного профиля, входящая в состав набора переборки корпуса судна.

Стойка фальшборта – стойка для подкрепления фальшборта и присоединения его к палубе судна.

Стопор – приспособление или снасть для закрепления судовых деталей, якорей, тросов или подвижных элементов судовых устройств к неподвижным конструкциям судна. Бывают: с. стрелы шлюпбалки, с. тросовый, с. шлюпочного найтова, с. якорной цепи, с. якорный.

Стрела грузовая – грузоподъемное устройство, осуществляющее удержание и перемещение груза системой тросов и блоков, закрепляемых вне собственной конструкции стрелы (на грузовых мачтах, колоннах, палубах и лебедках). Бывают: стр. судовая легкая, стр. судовая тяжелая, стр. судового каната.

Стрингер судна – усиленная продольная балка набора корпуса судна бортового или днищевого перекрытия, усиленный пояс настила палубы у борта.

Стрингер судна бортовой – стрингер, идущий перпендикулярно или под углом к поверхности бортовой обшивки судна.

Стрингер судна днищевый – стрингер, установленный перпендикулярно к основной плоскости или нормально к наружной днищевой обшивке судна.

Стрингер судна палубный – крайний пояс настила палубы судна, примыкающий к бортовой наружной обшивке корпуса судна.

Стрингер судна разносящий – стрингер судна уменьшений высоты и не большой протяжённости, служащий для распределения локальных нагрузок, приложенных к корпусу судна.

Стык листов обшивки (настила) - место соединения листов, входящих в один и тот же пояс наружной обшивки или настила корпуса судна.

Сходня судовая – разновидность судового трапа с деревянным настилом, к которому крепятся бруски, служащие ступеньками.

Такелаж – все снасти на судне; служащие для укрепления рангоута, для подъема и спуска судов, а также для постановки и уборки парусов, если они есть. Бывают: т. бегучий, т. стоячий.

Талреп винтовой – приспособление для обтягивания и крепления концов стальных тросов различных устройств, состоящее из муфты, концы которой имеют: один – правую, другой – левую резьбу, и двух винтов с аналогичной резьбой, внешние концы которых оканчиваются вилкой, гаком или проушиной, в зависимости от назначения талрепа.

Тифон судовой - звуковое сигнальное средство, работающее на сжатом воздухе, служащее для подачи сигналов при плавании, например в тумане.

Топ – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева – мачты, стеньги и т.п.

Топенант – снасть такелажа грузовой стрелы, представляющая собой стальной трос, предназначенный для удержания грузовой стрелы в заданном положении и перемещение ее в вертикальной плоскости.

Топрик – снасть, трос или цепочка, соединяющая ноги стрел шлюпбалок.

Траверса – поперечный брус на вертикальных колоннах или поперечная перекладина, прикрепленная к опорам. На судах, в случае установки одиночной мачты, траверса может соединять мачту с двумя вентиляционными колонками, на том же шпангоуте, и служить для расположения башмаков шпоров стрел. Траверсой также может служить салинг П-образной мачты на приемно-транспортных судах и плавучих базах промыслового флота, где крепятся топенантные блоки. На добывающих судах к траверсе крепят силовые блоки, предназначенные для работы с орудиями лова.

трала изменяется^ пределах 1,3 -4,5м2 толщина 50-200 мм, масса 0,1 - 1,0т

Трап – судовая лестница, может быть различных конструкций, расположения и назначения.

Трап-балка – поворотная или заваливающаяся балка, служащая для постановки и уборки забортного судового трапа.

Трос – общее название судовых такелажных и грузоподъемных канатов, снастей, веревок на флоте.

Труба гельмпортовая – труба в корпусе судна, через которую проходит баллер руля (поворотной насадки).

Труба подруливающего устройства – труба в корпусе судна, в которой помещается винт или другой тип движителя, используемого в составе подруливающего устройства.

Труба цепная – труба в корпусе, начинающаяся палубным клюзом на верхней палубе или палубе бака, по которой якорная цепь, прошедшая звёздочку шпиля или брашпиля, отводится вниз в цепной ящик.

Труба якорная – непроницаемая труба в корпусе судна, соединяющая палубу судна с бортовым перекрытием, через которую пропускается якорная цепь и в которую втягивается веретено якоря.

Тунель гребного вала – служебное водонепроницаемое помещение судна,простирающееся от кормовой переборки до ахтерпика, внутри которого проходит гребной вал, установлены подшипники гребного вала.

Турачка – барабан для выборки швартовных торосов при швартовке, установленный на конце грузового вала-оси звездочек брашпиля. Благодаря наличию специальных муфт турачка может вращаться при неподвижной звездочке и наоборот. Турачка может быть установлена также в качестве бокового барабана грузовой лебедки ил другого подобного механизма.

Устройства судовые – совокупность палубных механизмов и приспособлений, обеспечивающих различные потребности судна в процессе его эксплуатации. К основным судовым устройствам, которыми оборудуются почти все суда, независимо от их типа и назначения Относятся: рулевое, якорное, швартовное, шлюпочное, грузовое, буксирное.

Устройство дейдвудное – элемент судового валопровода, предназначенный для прохода гребного вала через корпус судна. Дейдвудное устройство может быть встроенным, если оно полностью размещается внутри корпуса судна, или подвесным, если кормовой конец его находится вне корпуса и поддерживается кронштейном валопровода, а носовой конец – встроен в корпус.

Устройство дейдвудное – элемент судового валопровода, предназначенный для прохода гребного вала через корпус судна. Дейдвудное устройство может быть встроенным, если оно полностью размещается внутри корпуса судна, или подвесным, если кормовой конец его находится вне корпуса и поддерживается кронштейном валопровода, а носовой конец – встроен в корпус.

Устройство крепления и отдачи коренного конца якорной цепи – устройство, предназначенное для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи, а также экстренного освобождения судна, стоящего на якоре, от якорной цепи.

Устройство подруливающее – средство активного управления судном с рабочим органом в канале, расположенном в корпусе судна, создающее тягу, направленную под прямым углом к диаметральной плоскости.

Утка-двурогая отливка или поковка на палубе или фальшбортедля крепления на ней тросов, швартовных канатов.

Фал-снасть бегучего такелажа для подъема реев, гафелей, беседки на мачту, флажных сигналов на стеньге,рейях, кормовом флагштоке.

Фальшборт – конструкция из листов с подкрепляющим набором для ограждения открытых частей палубы.

Фланец набора – отогнутая, обычно под углом в 90°, полоса свободной кромки стенки судовой балки, кницы, бракеты, заменяющая собой полку или приварной поясок и увеличивающая устойчивость детали при сжатии.

Флор бракетный (открытый) – поперечная связь днищевого перекрытия судна в виде поперечных балок, идущих изнутри по наружной обшивке днища и снизу настила второго дна, соединенных бракетами.

Флор непроницаемый – флор, разделящий двойное дно на непроницаемые отсеки.

Флор сплошной проницаемый – флор в виде листов с вырезами (лазами) и подкрепляющим их набором.

Фок мачта – первая, считая с носа, мачта судна. На парусных судах первая мачта называется так только, когда меньше второй (грот-мачты).

Форштевень – особо прочная конструкция в носовой оконечности судна в виде стальной кованой, литой, литосварной балки, изогнутой по корме носа и являющейся продолжением киля, на которой замыкается бортовая обшивка и набор корпуса судна в носу.

Фундамент двигателя, котла, оборудования – специальная конструкция из продольных балок с опорными горизонтальными полосами, на которые ставят это оборудование, предназначенная для восприятия и передачи на корпус судна веса механизма, сил при его работе и сил при качке.

Цепь якорная-цепь, предназначенная для соединения якоря с судном.

Шахта – специально выгороженное пространство (колодец) между двумя или несколькими палубами или ярусами надстроек, предназначенные для вентиляции, доступа света, входа в помещения, размещения лифтов и др.

Швартовы-канаты, с помощью которых судно крепят при стоянке у пирса или около другого плавучего сооружения ( судна, дебаркадера, бочки и т.п.).

Шельф – горизонтальная составная балка (перекрестная связь набора) на переборках с вертикальными стойками. Устанавливается на уровне стрингеров и соединяется с ними, образуя жесткую горизонтальную раму.

Ширстрек – верхний пояс бортовой наружной обшивки судна, примыкающий к верхней палубе.

Шифтинг-бордс – временная съемная продольные переборка, высотой равная, примерно, 1/3 выстоты трюма, состоящая из металлических стоек и закладных досок, либо штатных складных щитов, устанавливаемых в верхней части грузовых трюмов и предотвращающие перемещение сыпучих грузов на один борт при качке судна.

Шкентель спасательный- неметаллический канат, имеющий на  определенном расстоянии друг от друга мусинги, предназначенный для спуска по нему людей со шлюпочной палубы в шлюпку на воде.

Шлюпбалка-устройство, предназначенное для спуска и подъема шлюпки. Типы: гравитационные, скатывающиеся (скользящие), гравитационные шарнирные, заваливающиеся (склоняющиеся), поворотные (радиальные).

Шлюпка-общее название всех гребных судов в речном и морском флоте. Шлюпки служат для спасения людей в случае гибели судна, а также для сообщения с берегом и другими судами во время рейдовой стоянки. Шлюпки делят на: дежурные, рабочие, спасательные, спасательные  закрытые.

Шпангоут практический – поперечная балка бортового перекрытия судна или ее продолжение по днищевому перекрытию, установленная на определенном расстоянии (величине шпации, шпангоутном расстоянии) от соседней аналогичной балки.

Шпангоут промежуточный – шпангоут судна, устанавливаемый между основными шпангоутами, в местах необходимого увеличение прочности борта.

Шпангоут рамный – шпангоут судна увеличенных размеров, например, каждый пятый шпангоут в машинно-котельном отделении, все шпангоуты в районе продольной системы набора борта.

Шпангоут твиндечный – ветвь шпангоута, проходящая в твиндеке.

Шпангоут трюмный – ветвь шпангоута судна, проходящая в трюме.

Шпация практическая – расстояние между двумя соседними практическими шпангоутами при поперечной системе набора.

Шпигат для пропуска сварного шва – удаление (притупление) прямых углов в торцах стенок балок набора, книц, бракет и пр. (разером, примерно, 10х10 мм), а также вырезка сегментов радиусом 10-15 мм в определенных местах длинной кромки присоединяемой "в тавр” балки набора, для пропуска уже имеющихся в основной конструкции угловых или усилении стыковых сварных швов.

Шпиль швартовный-швартовный механизм с собственным приводом, имеющий турачку с вертикальной осью вращения, обеспечивающий выбирание швартовного каната.

Шпиль якорный- якорный механизм с собственным приводом, имеющий звездочку с вертикальной осью вращения. Может быть якорно-швартовным, однопалубным или двухпалубным и др.

Шпор стрелы - нижняя часть стрелы, шарнирно связанная с мачтой, грузовой колонной (полумачтой) или самостоятельным фундаментом вблизи мачты.

Штаг- часть стоячего такелажа, трос, удерживающий мачту в диаметральной плоскости спереди, а бушприт и утлегарь-снизу, фока-штаг удерживает фок-мачту.

Штаг-карнак-снасть стоячего такелажа, заведенная между топами мачт.

Шток якоря-элемент якоря, имеющий вид металлической поперечины на веретене, в плоскости перпендикулярной плоскости рогов (адмиралтейский якорь) или в виде поперечных утолщений на лапах (якорь Матросова), служащий рычагом для поворота якоря в правильное положение на грунте и увеличения его держащей силы.

Штормтрап-гибкий судовой трап с деревянными ступеньками для посадки людей на плавсредства и их подъма из воды или плавсредств.

Штурвал-рулевое колесо с ручками, вращением которого изменяют направление и угол перекладки руля.

Штуртрос-трос или цепь ручного привода руля, служащий для передачи усилий от штурвала к румпелю для поворота руля на небольших судах со штуртросовой проводкой.

Эзельгофт-это металлический двойной бугель, служащий для скрепления двух рангоутных деревьев (брусьев, балок).

Эквивалентный брус – поперечное сечение условной балки (бруса), заменяющей в расчетах общей продольной прочности судна действительное сечение его корпуса, составленной из правильных геометрических фигур так, что площадь и момент инерции эквивалентного бруса равны площади и моменту инерции поперечного сечения корпуса судна в расчетном сечении.

Элеватор-конвеер для транспортировки грузов в ковшах, жестко прикрепленных к тяговому элементу, в вертикальном или крутонаклонном направлении.

Якорь-приспособление для удержания судна на месте путе стравливания якоря с прикрепленной к нему якорь-цепью на грунт. Виды: адмиралтейский, бесштоковый, запасной, кормовой, ледовый, однолапый, плавучий, плавучий, штоковый, цепной.

Ящик цепной – служебное помещение для хранения якорной цепи в походном положении.

Категория: ТУС | Добавил: vel-master (06.02.2010)
Просмотров: 12721 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.0/5
Всего комментариев: 4
4 Manami  
0
Great insight. Relieevd I'm on the same side as you.

3 vel-master  
0
Видимо не сдал?

2 ПОМОГИТЕ СДАТЬ ТУС!  
0
О БОЖЕ!!!!!
ЗАВТРА ОТЧИСЛЯТ ЕСЛИ НЕ СДАМ "ТУС",
СЕЙЧАС СИЖУ УЧУ ВСЁ ЭТО!
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ИНФОРМАЦИЮ!
ЕСЛИ СДАМ ОТПИШУСЬ ТУТ ЗАВТРА!!

1 crareptonee  
0
Спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024