|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| | |
|
2.2 Истинные направления
Перейти к оглавлению 2.2 Истинные направленияДля обеспечения безопасности плавания судна в море необходимо уметь определять направление его движения относительно заданного пути, а также направления на навигационные опасности и видимые с судна ориентиры.
Направления в море определяются относительно истинного меридиана и называются истинными направлениями.
Направление движения судна определяется истинным курсом ИК. Истинным курсом называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки (рис. 2.5).
Диаметральной плоскостью судна называется вертикальная плоскость, проходящая через продольную ось симметрии судна.
Диаметральная плоскость, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта, образует линию курса судна. Таким образом, истинным курсом ИК является угол между северной частью истинного меридиана и линией курса. Отсчитывается истинный курс в круговой системе счета.
Направление с судна на естественные и искусственные объекты определяется истинным пеленгом ИП(см. рис. 2.5).
Истинным пеленгом называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке. Вертикальная плоскость, проходящая через место наблюдателя и место наблюдаемого объекта, называется визирной плоскостью. Пересечение визирной плоскости с плоскостью истинного горизонта образует линию пеленга, которая и является направлением на объект. Таким образом, истинным пеленгом ИП является угол между северной частью истинного меридиана и линией пеленга. Отсчитывается истинный пеленг в круговой системе счета.
При решении отдельных задач используется направление, противоположное истинному пеленгу. Это направление называется обратным истинным пеленгом ОИП(см. рис. 2.5):
ОИП = ИП±180°. (2.1)
Правило знаков: +180°, если ИП< 180°, -180°, если ИП> 180°. При решении задач, для которых особое значение имеет взаимное расположение курса судна и наблюдаемого объекта, измеряют курсовой угол КУ — горизонтальный угол между носовой частью продольной оси судна и направлением из точки наблюдения на объект (см. рис. 2.5). Таким образом, курсовым углом КУ называется угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и линией пеленга. Курсовой угол измеряется в круговой или полукруговой системе счета направлений.
В основном курсовые углы измеряют в полукруговой системе и для исключения многозначности им придают наименования, указывающие в сторону какого борта судна (правого или левого) вели счет. Например: КУ= 10° л/б, КУ= 63° п/б.
При решении задач курсовые углы правого борта считают положительными, а курсовые углы левого борта считают отрицательными.
При решении некоторых задач требуется, чтобы курсовой угол был измерен в круговом счете. Счет при этом ведут от носовой части диаметральной плоскости судна вправо от 0° до 360°. Курсовой угол, измеренный в круговом счете, получил название отсчета курсового угла ОКУ. Связь между отсчетом курсового угла и курсовыми углами, как видно из рис. 2.6, определяется выражениями
ОКУ=КУп/б; ОКУ= 360° - КУл/б. (2.2)
Некоторым значениям курсовых углов традиционно присвоены наименования. Например, КУ = 90° - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля - называют траверзом.
Математическая зависимость между истинными направлениями видна из рис. 2.5:
ИП= ИК+ КУ (2.3)
При расчетах по формуле (2.3) следует помнить о необходимости учитывать знак курсового угла. Другая особенность заключается в том, что истинный курс и истинный пеленг не могут иметь отрицательных значений. Если все же при решении задач будет получено отрицательное значение ИК или ИП, то его следует вычесть из 360°, а полученный результат считать положительным.
|
Категория: Навигациия Дмитриев В.И. | Добавил: vel-master (28.12.2010)
|
Просмотров: 3038
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
| | |
|
|