Среда, 25.12.2024, 20:01
Сайт Курсантов и Студентов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Друзья Сайта

Меню сайта

Категории раздела
Навигациия Дмитриев В.И. [25]
Будет выкладываться постепенно

Мини-чат

Наш опрос
А вы даёте взятки преподавателям?
Всего ответов: 428

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Учебники » Навигациия Дмитриев В.И.

2.2 Истинные направления


Перейти к оглавлению

2.2      Истинные направления

Для обеспечения безопасности плавания судна в море необходимо уметь определять направление его движения относительно заданного пути, а также направления на навигационные опасности и видимые с судна ориентиры.

Направления в море определяются относительно истинного меридиана и называются истинными направлениями.

Направление движения судна определяется истинным курсом ИК. Истинным курсом называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки (рис. 2.5).

Диаметральной плоскостью судна называется вертикальная плоскость, проходящая через продольную ось симметрии судна.

Диаметральная плоскость, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта, образует линию курса судна. Таким образом, истинным курсом ИК является угол между северной частью истинного меридиана и линией курса. Отсчитывается истинный курс в круговой системе счета.

Направление с судна на естественные и искусственные объекты определяется истинным пеленгом ИП(см. рис. 2.5).

Истинным пеленгом называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке. Вертикальная плоскость, проходящая через место наблюдателя и место наблюдаемого объекта, называется визирной плоскостью. Пересечение визирной плоскости с плоскостью истинного горизонта образует линию пеленга, которая и является направлением на объект. Таким образом, истинным пеленгом ИП является угол между северной частью истинного меридиана и линией пеленга. Отсчитывается истинный пеленг в круговой системе счета.

При решении отдельных задач используется направление, противоположное истинному пеленгу. Это направление называется обратным истинным пеленгом ОИП(см. рис. 2.5):

ОИП = ИП±180°.                                                          (2.1)

Правило знаков: +180°, если ИП< 180°, -180°, если ИП> 180°.
При решении задач, для которых особое значение имеет взаимное расположение курса судна и наблюдаемого объекта, измеряют курсовой угол КУ — горизонтальный угол между носовой частью продольной оси судна и направлением из точки наблюдения на объект (см. рис. 2.5). Таким образом, курсовым углом КУ называется угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и линией пеленга. Курсовой угол измеряется в круговой или полукруговой системе счета направлений.

В основном курсовые углы измеряют в полукруговой системе и для исключения многозначности им придают наименования, указывающие в сторону какого борта судна (правого или левого) вели счет. Например: КУ= 10° л/б, КУ= 63° п/б.

При решении задач курсовые углы правого борта считают положительными, а курсовые углы левого борта считают отрицательными.

При решении некоторых задач требуется, чтобы курсовой угол был измерен в круговом счете. Счет при этом ведут от носовой части диаметральной плоскости судна вправо от 0° до 360°. Курсовой угол, измеренный в круговом счете, получил название отсчета курсового угла ОКУ. Связь между отсчетом курсового угла и курсовыми углами, как видно из рис. 2.6, определяется выражениями

ОКУ=КУп/б; ОКУ= 360° - КУл/б.                                    (2.2)


Некоторым значениям курсовых углов традиционно присвоены наименования. Например, КУ = 90° - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля - называют траверзом.

Математическая зависимость между истинными направлениями видна из рис. 2.5:

ИП= ИК+ КУ                                                                (2.3)

При расчетах по формуле (2.3) следует помнить о необходимости учитывать знак курсового угла. Другая особенность заключается в том, что истинный курс и истинный пеленг не могут иметь отрицательных значений. Если все же при решении задач будет получено отрицательное значение ИК или ИП, то его следует вычесть из 360°, а полученный результат считать положительным.


Категория: Навигациия Дмитриев В.И. | Добавил: vel-master (28.12.2010)
Просмотров: 3038 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024